Банк России принял решение об установлении с 1 января 2016 года норматива краткосрочной ликвидности (Базель III) (далее - НКЛ), разработанного в соответствии с документами Базельского комитета по банковскому надзору (БКБН) "Basel III: The Liquidity Coverage Ratio and liquidity risk monitoring tools (January 2013)" и "Principles for Sound Liquidity Risk Management and Supervision (September 2008)", на минимально допустимом числовом значении в размере 70% с последующим повышением на 10 процентных пунктов ежегодно до достижения значения 100% с 1 января 2019 года. Расчет норматива будет производиться в соответствии с требованиями Положения Банка России от 3 декабря 2015 года N 510-П "О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями" (далее - Положение N 510-П).
Положением N 510-П установлено, что в условиях нестабильности на финансовых рынках допустимо использование высоколиквидных активов на покрытие оттоков денежных средств, приводящее к снижению фактического значения НКЛ ниже минимально допустимого числового значения.
Требование по соблюдению НКЛ будет распространяться на системно значимые кредитные организации, признанные Банком России таковыми в соответствии с Указанием Банка России от 22 июля 2015 года N 3737-У "О методике определения системно значимых кредитных организаций". К системно значимым кредитным организациям, являющимся головными организациями банковских групп, будет применяться требование по соблюдению НКЛ на консолидированной основе. Перечень системно значимых кредитных организаций утвержден Банком России.
Расчет НКЛ будет осуществляться в соответствии с порядком расчета показателя краткосрочной ликвидности (далее - ПКЛ), установленным Положением Банка России от 30 мая 2014 года N 421-П "О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")" (далее - Положение N 421-П), в том числе с учетом изменений, предусмотренных Указанием Банка России от 1 декабря 2015 года N 3872-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 30 мая 2014 года N 421-П "О порядке расчета показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")".
Начиная с 1 января 2016 года Банк России вводит требование о ежеквартальном раскрытии системно значимыми кредитными организациями информации о средних арифметических значениях НКЛ и показателей, включаемых в расчет НКЛ, на основе значений по состоянию на первое число каждого месяца квартала. С 1 января 2017 года предусматривается осуществление системно значимыми кредитными организациями раскрытия информации о средних арифметических значениях НКЛ и показателей, включаемых в расчет НКЛ, на основе ежедневных значений за предыдущий квартал.
Кредитные организации, соответствующие по состоянию на 1 января критериям пункта 7 части 1 статьи 76 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", продолжат рассчитывать ПКЛ и представлять в Банк России отчетность по форме 0409122 "Расчет показателя краткосрочной ликвидности ("Базель III")" (далее - отчетность по форме 0409122).
Банк России провел анализ объема высоколиквидных активов в российской финансовой системе и потребности в указанных активах системно значимых кредитных организаций в целях оценки возможности использования предусмотренных Базелем III альтернативных (дополнительных) вариантов расчета числителя НКЛ. Учитывая недостаток в целях расчета НКЛ высоколиквидных активов у российских кредитных организаций, Банк России принял решение о возможности включения в расчет числителя НКЛ величин лимитов открываемых Банком России безотзывных кредитных линий и высоколиквидных активов в отдельных иностранных валютах в части, превышающей потребности в этой валюте, в качестве дополнительных требований (активов).
В рамках реализации указанного решения Банк России предоставляет кредитным организациям возможность заключить договоры об открытии безотзывной кредитной линии (далее - Договор) в соответствии с приложением 1 к Приказу Банка России от 30 ноября 2015 года N ОД-3381 "О представлении кредитов в рамках договоров об открытии безотзывной кредитной линии". Договор с Банком России могут заключить системно значимые кредитные организации и кредитные организации, величина собственных средств (капитала) которых превышает 25 млрд рублей, являющиеся дочерними по отношению к системно значимым кредитным организациям, доля участия которых в капитале дочерних кредитных организаций превышает 50%.
Безотзывная кредитная линия открывается Банком России кредитной организации на 1 год (365 календарных дней) с возможностью открытия новой безотзывной кредитной линии на аналогичный срок по истечению срока открытой безотзывной кредитной линии. Максимально возможный лимит безотзывной кредитной линии будет рассчитываться Банком России на основе данных рублевой компоненты отчетности по форме 0409122 в соответствии с приложением к Приказу Банка России от 3 декабря 2015 года N ОД-3439 "Об определении максимально возможного лимита безотзывной кредитной линии", и представлять собой минимальную из двух величин: величины запрашиваемого кредитной организацией лимита безотзывной кредитной линии и величины регулятивной оценки размера дефицита высоколиквидных активов.
При открытии безотзывной кредитной линии кредитная организация уплачивает плату за право пользования безотзывной кредитной линией в размере 0,15% от величины установленного в Договоре максимально возможного лимита безотзывной кредитной линии.
Банк России не может расторгнуть Договор до истечения срока действия безотзывной кредитной линии и изменить параметры безотзывной кредитной линии (например, размер платы за право пользования безотзывной кредитной линией, максимальный лимит безотзывной кредитной линии, срок, на который открыта безотзывная кредитная линия) в одностороннем порядке.
Кредиты Банка России в рамках Договора предоставляются на срок до 90 календарных дней включительно по процентной ставке, равной ключевой ставке Банка России, увеличенной на 1,75 процентного пункта (на 1 января 2016 года - 12,75% годовых).
Анализ потребности в высоколиквидных активах в российском банковском секторе
В рамках внедрения Базеля III в части регулирования риска ликвидности Департамент финансовой стабильности Банка России провел анализ наличия высоколиквидных активов (далее - ВЛА), соответствующих критериям Базеля III, в российской финансовой системе и потребность в указанных активах 10 системно значимых кредитных организаций (далее - СЗКО), в отношении которых с 1 января 2016 года будет введен норматив краткосрочной ликвидности (далее - НКЛ) в соответствии с Положением Банка России от 3 декабря 2015 года N 510-П "О порядке расчета норматива краткосрочной ликвидности ("Базель III") системно значимыми кредитными организациями", в целях оценки возможности использования альтернативных (дополнительных) опций расчета числителя НКЛ и сообщает следующее.
Оценка наличия высоколиквидных активов, соответствующих критериям Базеля III (далее - ВЛА), у СЗКО и спроса на ВЛА
Высоколиквидные активы, номинированные в национальной валюте, российских системно значимых кредитных организаций сформированы преимущественно активами первого уровня (ВЛА-1): по состоянию на 1 октября 2015 года согласно отчетности на соло-основе на них приходится свыше 95% совокупного объема высоколиквидных активов (Табл. 1). В свою очередь, ВЛА-1 сформированы в основном тремя видами активов: наличной валютой, средствами кредитных организаций в Банке России и долговыми ценными бумагами Правительства РФ, номинированными в рублях, - облигациями федерального займа (ОФЗ). При этом из указанных трех источников формирования ВЛА-1 наиболее значительным являются вложения в ОФЗ.
Табл. 1. Отдельные показатели, характеризующие структуру высоколиквидных активов, номинированных в рублях, системно значимых кредитных организаций по состоянию на 1 октября 2015 года (в млрд руб.)
Номер строки (по форме отчетности 0409122) |
Наименование показателя |
Взвешенная величина требований |
Доля в ВЛА с учетом ограничений на структуру ВЛА |
Высоколиквидные активы, скорректированные с учетом ограничений на структуру высоколиквидных активов (ВЛА-ВК), итого, в том числе: |
2 922 |
100% |
|
ВЛА-1, в том числе: |
2 827 |
96,7% |
|
наличная валюта |
565 |
19,4% |
|
средства в Банке России |
916 |
31,4% |
|
долговые ценные бумаги, номинированные в рублях, выпущенные Правительством Российской Федерации или Банком России |
1 341 |
45,9% |
|
(б/н, справочно) |
Прочие виды ВЛА-1 |
5 |
0,2% |
ВЛА-2, итого, в том числе: |
96 |
3,3% |
|
ВЛА-2А, итого |
1 |
0% |
|
ВЛА-2 Б, итого, в том числе: |
95 |
3,3% |
|
долговые ценные бумаги (кроме облигаций с ипотечным покрытием), выпущенные нефинансовыми организациями, имеющими рейтинг долгосрочной кредитоспособности по международной шкале, на уровне от "А+" до "ВВВ-" либо "А1" до "Ваа3" |
86 |
2,9% |
По состоянию на 1 октября 2015 года чистый ожидаемый отток денежных средств системно значимых кредитных организаций превышает объем имеющихся в их распоряжении высоколиквидных активов (Табл. 2). Основными составляющими ожидаемых оттоков являются клиентские средства (как физических, так и юридических лиц).
Табл. 2. Отдельные показатели системно значимых кредитных организаций, характеризующие структуру ожидаемых оттоков и притоков по операциям в рублях по состоянию на 1 октября 2015 года (в млрд руб.)
Номер строки (по форме отчетности 0409122) |
Наименование показателя |
Взвешенная величина обязательств |
Ожидаемые оттоки денежных средств, итого, в том числе: |
6794 |
|
ожидаемый отток денежных средств физических лиц |
969 |
|
ожидаемый отток денежных средств клиентов, привлеченных без обеспечения, итого, в том числе: |
3964 |
|
депозиты и прочие привлеченные средства юридических лиц (за исключением финансовых организаций) и государственных органов, итого |
1996 |
|
прочие привлеченные денежные средства без обеспечения, итого, в том числе: |
1278 |
|
средства финансовых организаций |
924 |
|
дополнительные ожидаемые оттоки денежных средств, итого, в том числе: |
1624 |
|
ожидаемые оттоки денежных средств по производным финансовым инструментам |
482 |
|
Ожидаемый приток денежных средств, итого, в том числе: |
1845 |
|
поступления от операций с финансовыми организациями, итого |
388 |
|
ожидаемый приток денежных средств по производным финансовым инструментам |
666 |
|
Ожидаемый приток денежных средств после применения ограничения на максимальную допустимую величину |
1845 |
|
Чистый ожидаемый отток денежных средств |
4949 |
На 1 октября 2015 года чистый ожидаемый отток средств системно значимых кредитных организаций по операциям в рублях составляет 4,9 трлн руб., тогда как объем ВЛА, скорректированный с учетом ограничений на структуру ВЛА, составляет 2,9 трлн руб. Показатель краткосрочной ликвидности (ПКЛ), рассчитанный на соло-основе в целом по системно значимым кредитным организациям, по состоянию на 1 октября 2015 года составляет 59% (показатель рассчитан как отношение суммы совокупных скорректированных ВЛА к сумме совокупных чистых ожидаемых оттоков по СЗКО). Для достижения им уровня в 70% дополнительно потребовалось бы 0,5 трлн руб., уровня в 100% - 2,0 трлн руб.
Величина ожидаемого оттока рублевых денежных средств обусловлена преимущественно оттоком привлеченных денежных средств физических лиц, средств финансовых и нефинансовых организаций. Указанные оттоки связаны с основными статьями баланса системно значимых кредитных организаций и банковской системы в целом - депозитами и прочими привлеченными средствами юридических лиц, вкладами физических лиц, прочими клиентскими средствами.
Оценка предложения ВЛА, соответствующих критериям Базеля III
По указанным выше видам ВЛА-1 предложение ВЛА будет определяться следующими факторами:
- Динамика величины средств кредитных организаций в Банке России и величины наличной валюты будет определяться темпами роста активов банковского сектора.
- Вложения кредитных организаций в долговые ценные бумаги Правительства РФ будут определяться объемом рынка данных ценных бумаг, который, как ожидается, в среднесрочной перспективе существенно не возрастет по причинам, рассмотренным ниже.
По состоянию на 1 октября 2015 года объем рынка ОФЗ, по данным Минфина России, составлял 4,8 трлн руб., что составляет 6% от общего объема активов банковского сектора и не превышает 10% от объема активов банковского сектора в рублях. На протяжении последних лет указанное соотношение снижалось: на 1 января 2012 года объем рынка ОФЗ составлял 7% от совокупного объема активов банков. Средний годовой темп прироста объемов рынка ОФЗ за последние три года составил 16%. При этом рост был преимущественно обусловлен программой докапитализации банковского сектора посредством выпуска ОФЗ. Как ожидается, в последующие годы темпы роста объема рынка ОФЗ будут ниже. Учитывая сравнительно низкий объем заимствований на внутреннем рынке, заложенный в проект бюджета на 2016 год (Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2016 год" предполагает объем государственных внутренних заимствований в размере 0,3 трлн руб.), а также значительный объем средств, накопленный в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния, нет оснований ожидать, что объем рынка ОФЗ может существенно возрасти на горизонте в три года.
По имеющимся оценкам, около половины всего объема вложений в ОФЗ приходится на финансовые организации, государственные организации (в частности, Пенсионный фонд РФ) и организации-нерезиденты.
Сравнительно низкий объем рынка государственного долга обусловлен сохранявшимся на протяжении многих лет профицитом государственного бюджета и накоплением средств в Фонде национального благосостояния и Резервном фонде. В период с 2005 года по 2014 год (включительно) положительное сальдо годового федерального бюджета было отмечено 5 раз. При этом средняя величина положительного сальдо превышала среднюю величину отрицательного сальдо. За указанный период среднее арифметическое сальдо бюджета составило около +0,3 трлн руб., среднее арифметическое показателя "сальдо бюджета / ВВП" составило +1,4%.
В состав ВЛА-1 также могут входить долговые ценные бумаги, выпущенные Банком России, однако на данный момент размещение указанных облигаций не проводится. Российская банковская система находится в состоянии структурного дефицита ликвидности (т.е. состоянии, характеризующемся устойчивым и существенным спросом на операции Банка России по предоставлению ликвидности). Это выражается в значительном устойчивом объеме задолженности кредитных организаций по основным операциям рефинансирования Банка России - операциям РЕПО и кредитам, предоставляемым под залог нерыночных активов и поручительств. В подобных условиях выпуск Банком России облигаций лишен экономического смысла, поскольку данные операции направлены на абсорбирование излишней ликвидности. Последний аукцион по размещению облигаций Банка России был проведен осенью 2011 года. С тех пор размещение облигаций Банка России не проводилось. Согласно опубликованным Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики на 2015 год и период 2016 и 2017 годов Банк России предусматривает сохранение структурного дефицита ликвидности банковского сектора в 2016-2018 годах. В этих условиях можно ожидать, что основания для выпуска облигаций у Банка России будут отсутствовать.
Касательно предложения высоколиквидных активов 2-го уровня (далее - ВЛА-2), по оценке на 1 октября 2015 года объем внутреннего рынка номинированных в рублях долговых ценных бумаг нефинансовых организаций составляет 4,0 трлн руб., или 5% активов банковского сектора. Данный показатель является устойчивым во времени и за последние 5 лет не превышал 5% активов банковского сектора. При этом не более 60% данных бумаг может быть отнесена к ВЛА-2 по причине кредитного рейтинга более низкого уровня, чем установленные требования к кредитному рейтингу выпуска (эмитента) в целях включения ценных бумаг в состав ВЛА.
Учитывая факторы, определяющие спрос на ВЛА и предложение ВЛА, сценарий, предполагающий равные темпы роста ВЛА и чистых ожидаемых оттоков, представляется благоприятным. Ввиду сравнительно небольшого объема рынка ОФЗ и замедления его роста в будущем темпы роста ВЛА могут отставать от темпов роста чистых ожидаемых оттоков.
Табл. 3. Высоколиквидные активы, номинированные в рублях, системно значимых кредитных организаций и чистые ожидаемые оттоки по операциям в рублях
N |
Дата |
01.10.2015 (факт) |
01.01.2016 (прогноз) |
01.01.2017 (прогноз) |
01.01.2018 (прогноз) |
1 |
ВЛА-1, трлн руб. |
2,8 |
3,0 |
3,5 |
4,2 |
2 |
ВЛА-2, трлн руб. |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
3 |
Чистые ожидаемые оттоки, трлн руб. |
4,9 |
5,2 |
6,2 |
7,4 |
4 |
Разница между ВЛА и ожидаемым оттоками, трлн руб. (1) + (2) - (3) |
2,0 |
2,1 |
2,5 |
3,0 |
При этом у кредитных организаций имеется достаточный объем активов, под обеспечение которыми возможно привлечь средства от Банка России. По состоянию на конец сентября 2015 года объем свободных рыночных активов у системно значимых кредитных организаций составлял 2,4 трлн руб. (без учета ОФЗ - 1,4 трлн руб.), а объем свободных нерыночных активов - 4,1 трлн руб. Таким образом, общий объем средств, который может быть привлечен системно значимыми кредитными организациями от Банка России с использованием стандартных инструментов рефинансирования без учета средств, которые могут быть привлечены под ОФЗ, составляет 5,5 трлн руб.
Таким образом, по результатам проведенного анализа в российской банковской системе наблюдается нехватка ВЛА, соответствующих критериям Базеля III. В связи с этим Банком России было принято решение о возможности использования альтернативных (дополнительных) опций расчета числителя НКЛ: включения в расчет числителя НКЛ лимитов открываемых Банком России безотзывных кредитных линий (далее - БКЛ) и высоколиквидных активов в отдельных иностранных валютах в части, превышающей потребности в этой валюте.
По оценке на 1 октября 2015 года, объем БКЛ, необходимых СЗКО для поддержания НКЛ на уровне 70%, оценивается в 0,6 трлн руб.
У российских СЗКО имеется существенный объем обеспечения, который может быть использован для привлечения средств от Банка России посредством действующих инструментов рефинансирования. При этом указанное обеспечение не учитывается для целей расчета НКЛ. Таким образом, потребность СЗКО в БКЛ обеспечивается имеющимся у СЗКО обеспечением, приемлемым для операций рефинансирования Банка России. Ожидается, что даже в случае ухудшения экономической ситуации в России большая часть рыночного обеспечения останется приемлемой для операций рефинансирования Банка России, поскольку обеспечение преимущественно имеет кредитный рейтинг на уровне, превышающем минимально установленные требования Банка России. Кроме того, оценочный объем необходимых БКЛ не представляется существенным в сравнении с фактическим спросом кредитных организаций на средства Банка России и предложением указанных средств: по состоянию на 1 октября 2015 года объем средств, привлеченных кредитными организациями от Банка России, составлял 5,8 трлн руб., на 1 января 2015 года объем привлеченных средств достигал 9,3 трлн руб. В сравнении с объемом денежной базы оценочная величина БКЛ также не представляется существенной: по состоянию на 1 октября 2015 года денежная база (в широком определении) составляла 9,8 трлн руб. С этой точки зрения имеются достаточные ресурсы для выдачи БКЛ.
В Банке России организован процесс контроля за совокупным объемом ликвидности, предоставляемым кредитным организациям, и открытыми лимитами. Банк России регулярно проводит операции рефинансирования кредитных организаций в российской валюте. Банк России контролирует достаточность обеспечения, предоставленного кредитными организациями для получения ликвидности, а также имеет данные о структуре портфелей ценных бумаг кредитных организаций и, таким образом, оценивает потенциальный объем предоставления ликвидности посредством данных операций. Банк России намеревается предоставлять БКЛ в объеме, требуемом кредитными организациями, без установления лимита на предельное совокупное значение.
Касательно возможности включения в расчет числителя НКЛ высоколиквидных активов в отдельных иностранных валютах в части, превышающей потребности в этой валюте, валютный риск, принимаемый банками, контролируется путем установления Банком России требований по соблюдению лимитов открытых валютных позиций как в совокупности, так и в разрезе отдельных иностранных валют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 января 2016 г. норматив краткосрочной ликвидности (Базель III) (далее - НКЛ) установлен на минимально допустимом числовом значении в размере 70% с последующим ежегодным повышением на 10 п. п. до достижения 100% с 1 января 2019 г.
Разъяснены особенности расчета НКЛ.
Кроме того, с 1 января 2016 г. введено требование о ежеквартальном раскрытии системно значимыми кредитными организациями информации о средних арифметических значениях НКЛ и показателей, включаемых в расчет НКЛ, на основе значений по состоянию на первое число каждого месяца квартала. С 1 января 2017 г. - на основе ежедневных значений за предыдущий квартал.
Также принято решение о возможности включения в расчет числителя НКЛ величин лимитов открываемых Банком России безотзывных кредитных линий и высоколиквидных активов в отдельных иностранных валютах в части, превышающей потребности в этой валюте, в качестве дополнительных требований (активов).
В связи с этим, отдельные кредитные организации могут заключить договоры об открытии безотзывной кредитной линии. Это системно значимые кредитные организации и те, величина собственных средств (капитала) которых превышает 25 млрд руб., являющиеся дочерними по отношению к системно значимым кредитным организациям, доля участия которых в капитале дочерних кредитных организаций превышает 50%.
Приведена информация по вопросу открытия безотзывной кредитной линии.
Кредиты Банка России в рамках договора предоставляются на срок до 90 календарных дней включительно по процентной ставке, равной ключевой ставке, увеличенной на 1,75 п. п. (на 1 января 2016 г. - 12,75% годовых).
Информация Банка России от 29 декабря 2015 г. "О внедрении норматива краткосрочной ликвидности"
Текст информации опубликован в "Вестнике Банка России" от 30 декабря 2015 г. N 121