I. Общие положения
Рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах (далее - рекомендации), подготовлены в целях обеспечения единого подхода Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, Федеральной службы по финансовому мониторингу и их территориальных органов, а также уполномоченных банков, не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг и государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", при выявлении сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам обязательствами, выраженными в ценных бумагах.
При подготовке рекомендаций использовались следующие нормативные правовые акты:
1) Таможенный кодекс Таможенного союза, утвержденный Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 50, ст. 6615) (далее - Таможенный кодекс);
2) Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая), (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1996, N 5, ст. 410) (далее - ГК РФ);
3) Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954) (далее - УК РФ);
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. 1), ст. 1) (далее - КоАП РФ);
5) Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859) (далее - Федеральный закон);
6) Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 11, ст. 1238);
7) Инструкция Банка России от 4 июня 2012 г. N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (зарегистрирована Минюстом России 03.08.2012, рег. N 25103) ("Вестник Банка России", 17.08.2012, N 48, N 49) (далее - Инструкция).
II. Термины и определения
Согласно ГК РФ ценными бумагами являются акция, вексель, закладная, инвестиционный пай паевого инвестиционного фонда, коносамент, облигация, чек и иные ценные бумаги, названные в таком качестве в законе или признанные таковыми в установленном законом порядке*(1) (далее - ценные бумаги).
К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации*(2) .
Внешними ценными бумагами являются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом к внутренним ценным бумагам*(3) .
Документарными ценными бумагами являются документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление или передача которых возможны только при предъявлении таких документов*(4) .
К валютным операциям относятся следующие операции с ценными бумагами*(5):
а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента внешних ценных бумаг на законных основаниях*(6), а также использование внешних ценных бумаг в качестве средства платежа;
б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента внешних и внутренних ценных бумаг на законных основаниях*(7), а также использование внешних и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента внешних и внутренних ценных бумаг на законных основаниях*(8), а также использование внешних и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
г) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации внешних и внутренних ценных бумаг;
д) перевод внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
е) перевод нерезидентом внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.
III. Перемещение ценных бумаг
Передача документарной ценной бумаги может быть сопряжена с ее фактическим перемещением через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС).
Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении права ЕАЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле*(9) .
Документарные ценные бумаги, являясь движимым имуществом, перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС, подпадают под понятие "товары" (подпункт 35 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса) и подлежат таможенному декларированию при их перемещении через таможенную границу ЕАЭС*(10) .
В соответствии с Таможенным кодексом*(11) таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, форма и порядок заполнения которой утверждены Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации".
В случае перемещения через таможенную границу ЕАЭС документарной ценной бумаги физическим лицом от имени юридического лица для российского юридического лица (т.е. не для личного пользования) ее таможенное декларирование осуществляется путем подачи декларации на товары в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 "Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций".
IV. Квалификация нарушений при обороте ценных бумаг
Перемещение документарных ценных бумаг без их таможенного декларирования таможенному органу может квалифицироваться как нарушение права ЕАЭС:
- в случае недекларирования документарных ценных бумаг в деянии юридического лица может усматриваться событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ;
- в случае недекларирования документарных ценных бумаг в деянии физического лица может усматриваться событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.4 КоАП РФ. При этом перемещение таких ценных бумаг физическим лицом в интересах юридического лица, сопряженное с их недекларированием, с учетом положений части 3 статьи 2.1 КоАП РФ может указывать на совершение юридическим лицом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В случае недекларирования лицами документарных ценных бумаг, удостоверяющих обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, в чей адрес осуществляется такая выплата, в крупном либо особо крупном размере в их деянии могут усматриваться признаки преступления, предусмотренного статьей 200.1 УК РФ.
Непредставление резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, может свидетельствовать:
- о недекларировании;
- о нарушении установленных сроков хранения подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, составляющих не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора*(12), ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Для принятия решения в соответствии с законодательством об административных правонарушениях и (или) уголовным законодательством Российской Федерации по фактам непредставления резидентом декларации на товары, подтверждающей ввоз ценной бумаги на таможенную территорию ЕАЭС, требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
V. Расчеты с использованием векселей
Вексельные сделки регулируются в первую очередь нормами специального вексельного законодательства, к которому относятся Федеральный закон от 11 марта 1997 г. N 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" и постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 7 августа 1937 г. N 104/1341 "О введении в действие Положения о переводном и простом векселе", а в случае отсутствия специальных норм в вексельном законодательстве регулирование осуществляется общими нормами о сделках и обязательствах.
Согласно позиции, изложенной в постановлениях # Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 33, N 14 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с обращением векселей" обязательство уплатить по векселю является денежным обязательством и прекращается исполнением, то есть уплатой обязанным лицом (нерезидентом) суммы вексельного долга (часть 1 статьи 408 ГК РФ).
Изменение порядка расчетов за переданные нерезидентам товары либо возврата в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, путем замены безналичной формы расчетов на долговое обязательство, выраженное в передаче нерезидентом резиденту ценной бумаги (векселя), удостоверяющей денежное требование, должно рассматриваться лишь как изменение сроков расчетов по внешнеторговой сделке.
При этом указанные изменения сами по себе не порождают у резидента обязательство вносить изменения в паспорт сделки (переоформить паспорт сделки).
В соответствии с пунктом 12.14 Инструкции резиденты не вправе закрывать паспорт сделки до момента получения денежных средств от нерезидентов в оплату ценных бумаг (векселей) либо переуступки их по индоссаменту и (или) в связи с уступкой требования (цессии) путем совершения именных передаточных надписей (далее - передача по индоссаменту).
Информация об указанных ценных бумагах (векселях), а также об их оплате или передаче отражается уполномоченным банком в ведомости банковского контроля по контракту в порядке, установленном приложением 6 к Инструкции, с учетом следующего.
В случае передачи нерезидентом резиденту ценных бумаг (векселей) в оплату товаров резидент в соответствии с подпунктом 9.1.4 пункта 9.1 и приложением 5 к Инструкции должен представлять справку о подтверждающих документах и соответствующие ценные бумаги (векселя) в качестве подтверждающих документов, указав в справке о подтверждающих документах код вида подтверждающего документа 10_3. Информация о ценной бумаге (векселе), переданной в оплату товаров, отражается в соответствующей строке подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля (графа 13):
- срок платежа по ценной бумаге (векселю);
- дата составления ценной бумаги (векселя);
- место составления ценной бумаги (векселя).
В случае оплаты такой ценной бумаги (векселя) либо передачи по индоссаменту в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля по контракту в соответствующей строке при закрытии паспорта сделки дополнительно указывается следующая информация:
- фактическая дата оплаты ценной бумаги (векселя) либо дата ее передачи по индоссаменту;
- признак оплаты ценной бумаги (векселя) - указывается цифра "1" либо при ее передаче по индоссаменту и (или) в связи с уступкой требования (цессии) путем совершения на ней именных передаточных надписей - цифра "2";
- цифровой код валюты платежа;
- сумма платежа в единицах валюты.
Вследствие фактического наступления событий, с которыми норма по репатриации денежных средств из-за рубежа*(13) связывает наступление гражданско-правовых последствий, у резидента возникает публично-правовая обязанность по обеспечению получения денежных средств на свои банковские счета.
Поскольку ценная бумага (вексель) характеризуется абстрактностью закрепленного в ней обязательства, сама по себе передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в том числе для расчета за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо для возврата денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные в Российскую Федерацию (не полученные на территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, не может отождествляться с репатриацией резидентом иностранной валюты и валюты Российской Федерации.
Получение ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, эмитентом которых могут являться как иные резиденты, так и нерезиденты, порождает вексельные правоотношения, которые не обязывают резидента предъявлять ценную бумагу (вексель) к оплате векселедателю (плательщику), а денежные средства, причитающиеся по ценным бумагам (векселям), могут быть не зачислены на счета резидентом в уполномоченном банке или зачислены не в полном объеме (с дисконтом).
Кроме того, передача ценной бумаги (векселя), удостоверяющей обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, эмитентом которой выступает иной резидент, не может признаваться исполнением резидентом - стороной по внешнеторговой сделке требований части 1 статьи 19 Федерального закона в связи с тем, что:
- полученные в дальнейшем по таким ценным бумагам (векселям) от иных резидентов денежные средства не реализуют возложенного на резидентов требования по обеспечению зачисления на банковские счета денежных средств от нерезидента, направленного на поддержание устойчивости платежного баланса Российской Федерации*(14) ;
- по наступлении срока платеж по ценной бумаге, удостоверяющей денежное требование, может быть истребован только от прямого должника, но не от должника, обязанного в порядке регресса.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Вне зависимости от наличия (отсутствия) фактов декларирования ценных бумаг в случае, если они использовались в качестве средства платежа по внешнеторговой сделке и были представлены в уполномоченный банк в качестве подтверждающих документов, необходимо провести проверку соблюдения участником внешнеторговой деятельности валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, руководствуясь при этом следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Федеральным законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить получение от нерезидентов (возврат в Российскую Федерацию) иностранной валюты или валюты Российской Федерации, являющихся встречным обязательством нерезидентов - контрагентов по внешнеторговым сделкам.
В целях выявления объекта проверок предлагаем осуществлять мониторинг баз данных валютного контроля на наличие информации, свидетельствующей о прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств по сделке посредством передачи векселей (наличие кодов "10_3" или "10_4" в графе 4 подразделов III.I и (или) III.II раздела III ведомости банковского контроля)*(15), а также иных источников информации (внешнеторговых договоров (контрактов), указывающих на перемещение через таможенную границу ЕАЭС векселей.
При выявлении сомнительных операций, связанных с заменой денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах (векселя), для принятия решения в соответствии с административным и (или) уголовным законодательством Российской Федерации, руководствуясь статьей 23 Федерального закона, для установления наличия события нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации предлагаем запрашивать:
- у субъекта контрольно-надзорного мероприятия документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним, связанные с заменой денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах, ценные бумаги, документы, подтверждающие факт их передачи, а также таможенные декларации, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации ценных бумаг в документарной форме;
- у таможенных органов информацию о декларировании указанными лицами соответствующих ценных бумаг.
Информация из ведомости банковского контроля (графа 13 подраздела III.I раздела III) используется для отслеживания соблюдения резидентами требований о репатриации денежных средств по внешнеторговым договорам (контрактам), по которым произошла замена денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах, с учетом следующего:
- в случае наличия в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля информации об оплате ценной бумаги рекомендуем проверить соответствие срока оплаты требованиям, установленным статьей 19 Федерального закона;
- в случае наличия в графе 13 подраздела III.I раздела III ведомости банковского контроля информации о передаче ценной бумаги по индоссаменту рекомендуем обратить особое внимание на такую сделку и, если возникает подозрение о ее фиктивности, рассмотреть вопрос об организации проведения проверочных мероприятий в отношении деятельности резидента.
VI. Риски использования ценных бумаг как способа уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей, вывода денежных средств из Российской Федерации, отмывания доходов, полученных преступным путем
В соответствии с согласованной с Росфинмониторингом позицией Банка России, изложенной в письме от 4 июля 2008 г. N 80-Т "Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями", валютные операции, проводимые в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица, позволяют предполагать, что действительными целями такого рода валютных операций могут являться уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из Российской Федерации, отмывание доходов, полученных преступным путем.
К группе повышенного риска можно отнести организации, перемещающие ценные бумаги через таможенную границу ЕАЭС, в случаях:
- закрытия паспортов сделок на основании пункта 7.1.5 Инструкции;
- осуществления значительных объемов валютных операций с контрагентами, зарегистрированными в офшорных юрисдикциях (на сумму свыше 30 млн. рублей);
- если срок погашения ценных бумаг, удостоверяющих денежное требование, превышает срок исполнения обязательств по внешнеторговому договору (контракту);
- если ценные бумаги, удостоверяющие денежное требование, не предъявлены к оплате в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для получения денежных средств;
- дисконтирования долговых обязательств по ценным бумагам, удостоверяющим денежное требование;
- срок исполнения обязательств по ценной бумаге значительно превышает срок исполнения денежных обязательств, характерный в соответствии с обычаями делового оборота по аналогичным внешнеторговым контрактам;
- возмещения из бюджета Российской Федерации налога на добавленную стоимость за экспортированный с территории Российской Федерации товар, расчеты за который производились с использованием ценных бумаг, удостоверяющих денежное требование;
- исполнение долговых обязательств, выраженных в ценных бумагах, осуществляется по законодательству страны, с которой у Российской Федерации не заключено соглашение (соглашения) о взаимной правовой помощи по уголовным, гражданским, административным делам.
------------------------------
*(1) Пункт 2 статьи 142 ГК РФ.
*(2) Подпункты "а" и "б" пункта 3 части 1 статьи 1 Федерального закона.
*(3) Пункт 4 части 1 статьи 1 Федерального закона.
*(4) Пункт 1 статьи 142 ГК РФ.
*(5) Пункт 9 части 1 статьи 1 Федерального закона.
*(6) Статья 9 Федерального закона.
*(7) Статья 6 Федерального закона.
*(8) Статья 10 Федерального закона.
*(9) Статья 15 Федерального закона.
*(10) Статья 179 Таможенного кодекса.
*(11) Статья 355 Таможенного кодекса.
*(12) Пункт 2 части 2 статьи 24 Федерального закона.
*(13) Пункты 1 и 2 части 1 статьи 19 Федерального закона.
*(14) Статья 6 Федерального закона.
*(15) Наличие кодов "10_3" или "10_4" в графе 4 подразделов III.I и (или) III.II раздела III ведомости банковского контроля в соответствии с пунктом 5 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах приложения 5 к Инструкции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения валютного законодательства по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов ценными бумагами (акциями, векселями, коносаментами, облигациями, чеками и др.
Указано, что относится к валютным операциям. Среди них использование ценных бумаг в качестве средства платежа, перевод их со счета, открытого за пределами России, на счет того же лица, открытый на ее территории, и наоборот.
Перемещение документарных ценных бумаг без их таможенного декларирования может квалифицироваться как нарушение права ЕАЭС. Для принятия решения по фактам непредставления декларации, подтверждающей ввоз ценной бумаги, требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.
В случае передачи нерезидентом резиденту векселей в оплату товаров резидент должен представлять справку о подтверждающих документах. Передача векселя не может отождествляться с репатриацией валюты. Резидент может не предъявлять его к оплате, а денежные средства могут быть не зачислены резидентом в уполномоченном банке.
Предлагается выявлять информацию о прекращении обязательств или об изменении (снижении суммы) обязательств по сделке посредством передачи векселей. Указано, какие документы при этом рекомендуется запрашивать у субъекта контроля и таможенных органов.
Разъяснены риски использования ценных бумаг как способа уклонения от уплаты налогов, таможенных платежей, вывода денежных средств из страны, отмывания доходов. К их числу относятся валютные операции с контрагентами из офшоров, исполнение долговых обязательств по законодательству страны, с которой у России не заключено соглашение о взаимной правовой помощи, а также случаи, когда ценные бумаги не предъявлены к оплате в сроки, установленные внешнеторговым договором.
Рекомендации по выявлению сомнительных операций и оценке рисков нарушения требований валютного законодательства Российской Федерации по репатриации денежных средств от внешнеторговой деятельности в случаях замены денежных обязательств нерезидентов по внешнеторговым сделкам долговыми обязательствами, выраженными в ценных бумагах
Текст рекомендаций официально опубликован не был