Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 89-АД15-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Ашмарина Ю.И.
на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Ялуторовска Тюменской области от 23 марта 2015 г., решение судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 6 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 29 июня 2015 г.,
вынесенные в отношении Ашмарина Ю.И.
по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 г. Ялуторовска Тюменской области от 23 марта 2015 г., оставленным без изменения решением судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 6 мая 2015 г. и постановлением заместителя председателя Тюменского областного суда от 29 июня 2015 г., Ашмарин Ю.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 3 года.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Ашмарин Ю.И. ставит вопрос об отмене постановлений, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы Ашмарина Ю.И., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
В силу абзаца 1 пункта 2.7 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Правила дорожного движения), водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2015 г., далее - в редакции Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 196-ФЗ) установлена административная ответственность за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения.
В соответствии с частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением однородного административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, постановлением мирового судьи судебного участка N 1 по г. Ялуторовску Тюменской области от 26 сентября 2012 г., вступившим в законную силу 8 октября 2012 г., Ашмарин Ю.И. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами сроком на 1 год 6 месяцев, постановление исполнено 9 апреля 2014 г., водительское удостоверение Ашмарину Ю.И. выдано 9 апреля 2014 г. (л.д. 8, 15-16, 21).
8 декабря 2014 г. в 11 часов 45 минут в г. Ялуторовск на 77 км автодороги Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск Ашмарин Ю.И. в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения управлял транспортным средством ..., государственный регистрационный знак ..., находясь в состоянии опьянения, повторно (до истечения одного года со дня окончания исполнения указанного выше постановления).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Ашмарина Ю.И. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ), вступившим в силу с 1 июля 2015 г., часть 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признана утратившей силу, а Уголовный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 264.1, которой установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации либо указанной статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
На 1 июля 2015 г. постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Ялуторовска Тюменской области от 23 марта 2015 г. исполнено не было.
Таким образом, положения Федерального закона от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ распространяются на Ашмарина Ю.И., совершившего административное правонарушение до вступления данного Закона в силу.
Однако оснований для прекращения производства по настоящему делу об административном правонарушении не имеется, поскольку действия Ашмарина Ю.И. содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт управления Ашмариным Ю.И. транспортным средством в нарушение пункта 2.7 Правил дорожного движения в состоянии опьянения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 2); протоколом об отстранении от управления транспортным средством (л.д. 3); актом освидетельствования на состояние алкогольного опьянения (л.д. 4); протоколом о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (л.д. 5); актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, от 8 декабря 2014 г. N 126 (л.д. 6); рапортом (л.д. 7); письменными объяснениями понятых (л.д. 17, 18) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Медицинское освидетельствование Ашмарина Ю.И. на состояние опьянения проведено в порядке, установленном Инструкцией по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и заполнению учетной формы 307/У-05 "Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством" (приложение N 3 к Приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения").
Заключение о нахождении Ашмарина Ю.И. в состоянии опьянения вынесено на основании положительных результатов двукратного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе в концентрации, превышающей 0,16 мг/л - возможную суммарную погрешность измерений, при помощи надлежащего технического средства измерения, поверенного в установленном Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии порядке.
Довод жалобы о том, что дело рассмотрено мировым судьей с нарушением правил подсудности, нельзя признать состоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Из материалов дела следует, что ходатайство о направлении дела на рассмотрение по месту жительства Ашмарин Ю.И. не заявлял.
Административное правонарушение совершено в г. Ялуторовск на 77 км автодороги Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск.
Согласно сообщению отдела архитектуры и градостроительства администрации города Ялуторовска Тюменской области от 20 ноября 2014 г. N 18 участок (левая сторона до оси дороги по ходу движения из г. Тюмень) трассы Р-402 Тюмень - Ишим - Омск 77 км расположен в границах муниципального образования город Ялуторовск (л.д. 39).
Из ответа ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Урал" Федерального дорожного агентства" филиал в г. Тюмени от 18 марта 2015 г. N ... на запрос мирового судьи следует, что по территории г. Ялуторовск проходит автомобильная дорога общего пользования федерального значения Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск участок с 74 км + 800 м по 77 км + 400 м (л.д. 56).
В ходе производства по делу Ашмарин Ю.И. подтвердил, что 8 декабря 2014 г. осуществлял движение по автодороге Тюмень - Ишим - Омск в г. Ялуторовск.
Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что участок дороги, по которому осуществлял движение Ашмарин Ю.И., расположен в границах муниципального образования город Ялуторовск Тюменской области и относится к юрисдикции мирового судьи судебного участка N 2 г. Ялуторовска Тюменской области.
Правила подсудности мировым судьей при рассмотрении дела не нарушены.
Утверждение заявителя о том, что в протоколе об административном правонарушении должным образом не указано место совершения административного правонарушения, не влечет отмену состоявшихся по делу судебных актов.
Вопрос о месте совершения административного правонарушении, наряду с иными обстоятельствами, подлежащими установлению по делу об административном правонарушении, выяснялся при рассмотрении дела мировым судьей и вышестоящими судебными инстанциями. Выводы о совершении Ашмариным Ю.И. административного правонарушения в г. Ялуторовск на 77 км Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск основан на совокупности исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств. Избранная форма описания в протоколе места совершения правонарушения позволяет идентифицировать его и не противоречит требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который не содержит каких-либо ограничений относительно описания места совершения административного правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об изменении постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста, если допущенные нарушения названного Кодекса и (или) закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях могут быть устранены без возвращения дела на новое рассмотрение и при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах состоявшиеся по данному делу об административном правонарушении судебные акты подлежат изменению путем переквалификации действий Ашмарина Ю.И. с части 4 на часть 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Переквалификация действий Ашмарина Ю.И. согласуется с правовой позицией, выраженной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в соответствии с которой при рассмотрении дела об административном правонарушении судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу. В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.
Разрешая вопрос об административном наказании, судья Верховного Суда Российской Федерации отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (части 1 и 2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Принимая во внимание то обстоятельство, что ранее Ашмарин Ю.И. неоднократно привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области безопасности дорожного движения (л.д. 14-16), судья Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым назначить Ашмарину Ю.И. административное наказание по части 1 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 10 месяцев.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 г. Ялуторовска Тюменской области от 23 марта 2015 г., решение судьи Ялуторовского районного суда Тюменской области от 6 мая 2015 г. и постановление заместителя председателя Тюменского областного суда от 29 июня 2015 г., вынесенные в отношении Ашмарина Ю.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить: действия Ашмарина Ю.И. переквалифицировать с части 4 статьи 12.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на часть 1 статьи 12.8 названного Кодекса и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортными средствами сроком на 1 год 10 месяцев.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 89-АД15-2
Текст постановления официально опубликован не был