Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта
ПР 32.113-98
(утв. МПС РФ 7 апреля 1998 г.)
Настоящие правила вводятся в действие с 1 октября 1998 г.
1. Область применения
1.1. Настоящие Правила содержат основные положения ГОСТ 30489-97: EN 473 и, развивая их применительно к железнодорожному транспорту, устанавливают порядок сертификации (аттестации) персонала, осуществляющего контроль неразрушающими методами технических объектов железнодорожного транспорта.
Правила не устанавливают должностные обязанности специалистов различного уровня квалификации.
1.2. Правила обязательны для предприятий, организаций и граждан независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, выполняющих неразрушающий контроль технических объектов железнодорожного транспорта при их изготовлении, монтаже, эксплуатации и ремонте.
1.3. Правила предусматривают сертификацию персонала по следующим видам (методам) неразрушающего контроля:
- магнитный;
- вихретоковый;
- акустический (ультразвуковой).
Система, регламентированная настоящими Правилами, может быть применена к акустической эмиссии и другим методам неразрушающего контроля по ГОСТ 18353, на которые имеются программы сертификации персонала, согласованные МПС России.
2. Использованные источники
При разработке настоящих Правил учтены основные положения следующих нормативных документов и публикаций:
- ГОСТ 18353. Контроль неразрушающий. Классификация методов
- ГОСТ 30488: EN 45013. Общие критерии, касающиеся органов по сертификации, занимающихся вопросами сертификации персонала
- ГОСТ 30489: EN 473. Определение уровня квалификации и сертификация персонала в области неразрушающего контроля. Общие принципы
- Правила сертификации "Система сертификации персонала в области неразрушающего контроля". Приказ Госстандарта России N 99 от 11.04.97
- Нормативные документы Национального аттестационного комитета по неразрушающему контролю. - Л.: НАК НК, 1990-1997
- Правила аттестации специалистов неразрушающего контроля. - М.: Госгортехнадзор России, 1993
- Временное положение по аттестации специалистов по неразрушающему контролю. - Л.: ЛИИЖТ,1987
3. Обозначения, сокращения и определения
В Правилах применены следующие обозначения и сокращения:
- МПС - Министерство путей сообщения
- НК - неразрушающий контроль
- ВК - вихретоковый контроль
- МК - магнитный контроль
- УК - ультразвуковой контроль
В Правилах в соответствии с ГОСТ 30489: EN 473 и Правилами сертификации использованы следующие определения:
- Квалификация - наличие подготовки, профессиональных знаний, умения и навыков, создающих возможность персоналу надлежащим образом выполнять неразрушающий контроль.
- Сертификация (аттестация) персонала - установление уровня квалификации персонала по одному из методов неразрушающего контроля технических объектов определенного вида с последующей выдачей сертификата (удостоверения).
- Сертификат (удостоверение) - документ, удостоверяющий, что названный в нем специалист правомочен выполнять неразрушающий контроль определенным методом технических объектов конкретного вида.
- Кандидат на сертификацию по неразрушающему контролю - лицо, добивающееся получения сертификата на определенный уровень квалификации по неразрушающему контролю от Органа по сертификации.
- Работодатель - организация, в которой кандидат работает постоянно; работодатель может одновременно быть также кандидатом.
- Рабочая характеристика - письменный документ, выдаваемый работодателем кандидату на сертификацию и объективно отражающий информацию о кандидате, сведения о его образовании, специальной подготовке и стаже работы по неразрушающему контролю, о состоянии здоровья, необходимого для выполнения работ по неразрушающему контролю технических объектов определенного вида.
- Руководящий орган российской Системы сертификации персонала в области неразрушающего контроля - орган, отвечающий требованиям ГОСТ 30488: EN 45013 и аккредитованный Госстандартом России на право осуществлять сертификацию персонала в области неразрушающего контроля в соответствии с требованиями ГОСТ 30489: EN 473.
- Уполномоченный орган - орган (региональный или дорожный), уполномоченный Руководящим органом системы сертификации и Экспертной организацией МПС России проводить подготовку квалификационных экзаменов и осуществлять их, определяя уровень квалификации кандидатов в области неразрушающего контроля технических объектов железнодорожного транспорта с выдачей сертификата (удостоверения) I и II-го уровней квалификации.
- Экзаменационный центр - орган, уполномоченный, по согласованию с Экспертной организацией МПС России, Руководящим органом системы сертификации непосредственно или через Уполномоченный орган проводить квалификационные экзамены.
- Квалификационный экзамен - экзамен, проводимый Уполномоченным органом или Экзаменационным центром с целью проверки общих и специальных знаний, умения и навыков по неразрушающему контролю.
- Общий экзамен - экзамен по основам метода неразрушающего контроля.
- Специальный экзамен - экзамен по типу технических объектов, подлежащих контролю; стандартам, нормам, техническим условиям на качество и критериям приемки этих объектов; методологии и технологии неразрушающего контроля, нормативным документам на контроль; правилам безопасной эксплуатации технических объектов, утвержденным МПС.
- Практический экзамен - экзамен, в процессе которого кандидат демонстрирует знания органов управления и порядка настройки дефектоскопической аппаратуры, технологии подготовки технического объекта к контролю и технологии контроля, умение и навыки в выполнении контроля определенным методом технических объектов конкретного вида, в регистрации результатов контроля и анализе информации, получаемой в процессе контроля.
- Производственный стаж работы в области неразрушающего контроля - период времени, в течение которого кандидат выполнял неразрушающий контроль технических объектов определенным методом, приобретая соответствующие умение и навыки.
4. Общие положения
4.1. Система сертификации в соответствии с ГОСТ 30489: EN 473 предусматривает три (I, II и III) уровня квалификации специалистов по методам неразрушающего контроля. Наивысшим является III уровень.
4.2. Специалист любого уровня квалификации сертифицируется на право контроля одним или несколькими методами неразрушающего контроля технических объектов железнодорожного транспорта определенного вида (приложение Г).
4.3. В соответствии с ГОСТ 30489: EN 473 сертификацию кандидатов осуществляют по единой системе, устанавливающей требования к:
- структуре и принципам формирования органов сертификации;
- общеобразовательной и специальной подготовке кандидатов;
- квалификации кандидатов в области неразрушающего контроля;
- структуре квалификационных экзаменов и процедуре экзаменов;
- форме сертификата (удостоверения) об уровне квалификации;
- порядку ведения картотеки сертифицированных специалистов.
4.4. Специалисты неразрушающего контроля могут выполнять работы в соответствии с квалификационным уровнем теми методами и тех объектов, которые указаны в сертификате (удостоверении).
Разрешение на выполнение работ по неразрушающему контролю выдает руководитель предприятия или организации.
4.5. Ответственность за результаты неразрушающего контроля несет специалист, подписавший заключение о результатах контроля.
5. Компетенция специалистов неразрушающего контроля
5.1. Специалисты I уровня квалификации имеют право выполнять работы по неразрушающему контролю конкретной продукции под руководством специалистов II уровня квалификации без выдачи заключения о качестве объекта. Специалисты I уровня квалификации должны уметь:
- настраивать дефектоскопическую аппаратуру;
- осуществлять контроль;
- протоколировать результаты контроля в соответствии с правилами, установленными в инструкции на контроль.
Специалист I уровня не несет ответственности за выбор метода контроля, аппаратуры и режимов ее работы.
5.2. Специалисты II уровня квалификации имеют право выполнять неразрушающий контроль с оценкой качества объекта по результатам контроля и руководить работами по контролю.
Специалисты II уровня квалификации должны уметь:
- выполнять контроль и оценку качества продукции;
- руководить работой специалистов I уровня квалификации;
- давать заключение о качестве объекта по результатам контроля, выполненного специалистом I уровня квалификации;
- вести подготовку специалистов I уровня квалификации;
- участвовать в сертификации специалистов I и II уровней квалификации;
- определять ограничения в применении метода контроля;
- разрабатывать технологические карты контроля в соответствии с действующими методиками и нормативными документами по контролю конкретной продукции в рамках своей квалификации;
- проводить инспекционный контроль продукции, проконтролированной специалистами I и II уровней квалификации;
- выдавать заключения о качестве проконтролированного объекта, клеймить и маркировать детали, прошедшие контроль.
5.3. Специалисты III уровня квалификации имеют право выполнять любой вид работ по тому методу (виду) неразрушающего контроля, по которому они сертифицированы.
Специалисты III уровня квалификации должны уметь:
- выполнять контроль и оценку качества продукции;
- руководить работой специалистов I и II уровней квалификации;
- давать заключение о качестве продукции по результатам контроля, выполненного специалистом I уровня квалификации;
- вести подготовку специалистов I, II и III уровней квалификации;
- участвовать в сертификации специалистов I, II и III уровней квалификации;
- разрабатывать методики и технологические инструкции и карты контроля в соответствии с действующими нормативными документами по контролю конкретной продукции в рамках своей квалификации;
- согласовывать технологические карты, разработанные специалистами II уровня квалификации;
- проводить инспекционный контроль продукции, проконтролированной специалистами I и II уровней квалификации.
5.4. Специалист II уровня квалификации должен знать и уметь также все, относящееся к I уровню, а специалист III уровня - относящееся к I и II уровням.
5.5. Требования к квалификации специалистов I, II и III уровней по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта приведены в приложении А.
6. Требования к кандидатам на сертификацию
6.1. Кандидат, сертифицируемый по одному из трех уровней, должен обладать необходимыми:
- общим образованием;
- теоретической и практической подготовкой по неразрушающему контролю;
- стажем работы по неразрушающему контролю.
Кроме того, кандидат не должен иметь медицинских противопоказаний на выполнение работ по неразрушающему контролю конкретным методом технических объектов определенного вида.
6.2. Требования к общему образованию и специальной подготовке, выполнение которых обязательно для сертификации персонала на соответствующий уровень квалификации, приведены в таблице 1.
Программа специальной подготовки должна разрабатываться на основе программ по сертификации персонала по данному методу неразрушающего контроля соответствующего уровня и согласовываться с Экспертной организацией по сертификации персонала по неразрушающему контролю МПС России (далее - Экспертная организация МПС России).
Таблица 1 - Требования к подготовке кандидатов
Уровень квалификации |
Требования к |
|
общему образованию |
специальной подготовке по неразрушающему контролю с выдачей документа об образовании (свидетельства, диплома) |
|
I |
Среднее |
Подготовка на спецкурсах или по месту работы в соответствии с программой, согласованной Экспертной организацией МПС России и утвержденной руководством предприятия |
II |
Среднее, средне-техническое или высшее |
Подготовка по НК в техникумах или в профтехучилищах, или в дорожных технических школах (учебных центрах) в соответствии с программами, согласованными Экспертной организацией и утвержденными отраслевыми департаментами МПС России |
III |
Высшее или средне-техническое |
Подготовка в ВУЗах по НК или переподготовка на спецфакультетах по НК ВУЗов. Необходимые знания могут быть получены лицами с высшим или средне-техническим образованием также самостоятельно в процессе работы в области НК не менее 3 лет в качестве специалиста II уровня квалификации с участием в разработке нормативной документации по неразрушающему контролю |
6.3. Минимальный производственный стаж работы кандидата, необходимый для сертификации на определенный уровень квалификации, приведен в таблице 2 и таблице 3.
Таблица 2 - Минимальный стаж работы по неразрушающему контролю, необходимый для сертификации кандидата на I и II уровни
Метод неразрушающего контроля |
Стаж работы, мес. |
|
I уровень |
II уровень |
|
Магнитный |
2 |
4 |
Вихретоковый |
3 |
9 |
Ультразвуковой |
3 |
9 |
Примечание 1. Если кандидат сертифицируется непосредственно на II-ой уровень, не проходя сертификацию на I-ый уровень, стаж должен составлять сумму времени, требуемого для I-го уровня и для II-го уровня.
Примечание 2. Производственный стаж может быть приобретен одновременно по двум или более методам неразрушающего контроля, с сокращением общего требуемого стажа следующим образом:
а) два метода контроля - уменьшение общего требуемого времени на 25%;
б) три метода контроля - уменьшение общего требуемого времени на 33%.
Во всех случаях от кандидата требуется подтвердить, что по каждому из методов контроля, по которым он стремится пройти сертификацию, он имеет, по меньшей мере, половину продолжительности практического стажа, требуемого в соответствии с таблицей 2.
Таблица 3 - Минимальный стаж работы по неразрушающему контролю, необходимый для аттестации кандидата на III уровень
Общее образование и специальная подготовка |
Стаж работы кандидата, мес. |
|
II уровня квалификации |
неаттестованного |
|
ВУЗ или спецфакультет по переподготовке специалистов по НК |
6 |
12 |
Техникум по НК |
12 |
24 |
Технический ВУЗ или техникум |
36 или 48 |
|
Примечание 1. Кандидат, сертифицируемый непосредственно на III уровень квалификации, должен сдать практический экзамен на II уровень квалификации по тому методу, по которому он сертифицируется.
Примечание 2. Рабочий производственный стаж может быть приобретен одновременно по двум или более методам неразрушающего контроля, с сокращением общего требуемого стажа следующим образом:
а) два метода контроля - уменьшение общего требуемого времени на 25%;
б) три метода контроля - уменьшение общего требуемого времени на 33%.
Во всех случаях от кандидата требуется подтвердить, что по каждому из методов контроля, по которым он стремится пройти сертификацию, он имеет, по меньшей мере, половину продолжительности практического стажа, требуемого в соответствии с таблицей 3.
6.4. К сертификации допускается кандидат, не имеющий противопоказаний по состоянию здоровья и зрению.
Кандидат при сертификации по неразрушающему контролю магнитопорошковым методом должен различать цвета, которые используются при проведении контроля.
7. Органы сертификации и их компетенция
7.1. Сертификацию кандидатов на I и II уровень квалификации по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта проводят региональные (дорожные) Аттестационные центры (Уполномоченные органы по сертификации, далее - Уполномоченные органы).
Сертификацию кандидатов на III уровень квалификации по неразрушающему контролю проводит Руководящий орган российской Системы сертификации персонала по неразрушающему контролю (далее - Руководящий орган ).
7.2. Руководящий орган по сертификации действует в соответствии с Положением (Уставом) об этом органе и, в частности:
- предоставляет региональным (дорожным) Уполномоченным органам право сертификации специалистов I и II уровня квалификации по неразрушающему контролю;
- непосредственно или через Уполномоченные органы утверждает Аттестационные пункты (далее - Экзаменационные центры) для приема экзаменов у кандидатов на I и II уровень квалификации по неразрушающему контролю;
- проводит сертификацию специалистов III уровня квалификации и ведет их учет;
- разрабатывает формы сертификатов (удостоверений) всех уровней квалификации;
- ведет учет Уполномоченных органов и Экзаменационных центров.
7.3. Уполномоченные органы:
- работают под руководством Руководящего органа;
- в своей деятельности руководствуются Положением об Уполномоченном органе, утвержденным Руководящим органом, и нормативно-методической документацией и процедурами сертификации специалистов неразрушающего контроля, утвержденными Руководящим органом;
- проводят сертификацию специалистов I и II уровней квалификации по конкретным методам неразрушающего контроля технических объектов железнодорожного транспорта в соответствии с разрешением (свидетельством), выданным Руководящим органом по согласованию с Экспертной организацией МПС России;
- по согласованию с Руководящим органом осуществляют контроль за сдачей квалификационных экзаменов кандидатами на III уровень квалификации;
- по согласованию с Руководящим органом и с Экспертной организацией МПС России создают Экзаменационные центры и осуществляют контроль за их работой по приему квалификационных экзаменов на I и II квалификационные уровни по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта;
- ведут делопроизводство по сертификации специалистов I и II уровней квалификации по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта.
7.3.1. Уполномоченные органы должны иметь:
- экзаменационные комиссии из числа квалифицированных специалистов, в том числе не менее одного специалиста III уровня квалификации по тем методам неразрушающего контроля, по которым проводится сертификация, и двух специалистов II уровня квалификации по тем методам и техническим объектам железнодорожного транспорта, по контролю которых проводится сертификация. Число специалистов от одной организации (предприятия) в составе экзаменационной комиссии не должно превышать половины ее численного состава;
- нормативные документы по неразрушающему контролю технических объектов, на право контроля которых Уполномоченный орган проводит сертификацию специалистов I и II уровня квалификации (перечень основных нормативных документов приведен в Приложении Г);
- дефектоскопическую аппаратуру, сервисные устройства и экзаменационные образцы объектов, необходимые и достаточные для проведения квалификационных экзаменов (Приложение Е);
- программу и сборник экзаменационных вопросов по общему экзамену, разработанные и утвержденные Руководящим органом;
- программу и сборники экзаменационных вопросов по специальному экзамену, согласованные с Экспертной организацией МПС России;
- программы практического экзамена по конкретным методам неразрушающего контроля технических объектов железнодорожного транспорта, согласованные с Экспертной организацией МПС России;
- сборники экзаменационных вопросов по правилам безопасной эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
7.3.2. Дефектоскопическую аппаратуру и образцы, предназначенные для сертификации, не допускается использовать в учебном процессе. Дефектоскопическая аппаратура, применяемая при сертификации, должна быть метрологически обеспечена.
7.4. Экзаменационные центры:
- создаются при Уполномоченном органе;
- проводят квалификационные экзамены кандидатов на I и II уровни квалификации с оформлением соответствующего протокола (решение о сертификации кандидатов на основании представленного протокола принимает Уполномоченный орган);
- используют программы и экзаменационные вопросы Уполномоченного органа, в состав которого входит Экзаменационный центр;
- применяют экзаменационные образцы, утвержденные Уполномоченным органом, в состав которого входит Экзаменационный центр;
- ведут необходимую документацию по квалификационным экзаменам.
7.5. Экзаменационные центры должны удовлетворять требованиям, изложенным в пунктах 7.3.1, 7.3.2.
7.6. Экспертная организация МПС России по сертификации персонала по неразрушающему контролю создается Указанием МПС России при одной из ведущих организаций МПС в области неразрушающего контроля.
При Экспертной организации формируются Экспертные комиссии из числа ведущих специалистов по различным видам (методам) неразрушающего контроля технических объектов железнодорожного транспорта.
7.7. Выдача разрешений (свидетельств) на право сертификации персонала на I и II уровни квалификации по неразрушающему контролю объектов железнодорожного транспорта действующему Уполномоченному органу осуществляется на основании заключения Экспертной организации МПС России, а вновь создаваемому Уполномоченному органу - заключения комиссии из представителей Руководящего органа и Экспертной организации МПС России.
7.8. Для получения разрешения (свидельства) на право сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта Уполномоченный орган представляет в Руководящий орган следующие материалы:
- положение об Уполномоченном органе, согласованное с Экспертной организацией МПС России;
- перечни методов неразрушающего контроля и объектов, по которым предполагается сертифицировать специалистов;
- состав экзаменационной комиссии по форме согласно приложению Д, согласованный с Экспертной организацией МПС России;
- программы специального и практического экзаменов по контролю конкретных объектов определенным методом, согласованные с Экспертной организацией МПС России;
- сборник вопросов для приема специального экзамена по контролю технических объектов железнодорожного транспорта определенным методом, согласованный с Экспертной организацией МПС России;
- программу и сборник экзаменационных вопросов по правилам безопасной эксплуатации объектов железнодорожного транспорта;
- перечень имеющейся дефектоскопической аппаратуры, сервисных устройств и экзаменационных образцов для приема специального и практического экзаменов по контролю конкретных технических объектов железнодорожного транспорта определенными методами с учетом требований по приложению Е;
- перечень имеющейся нормативной документации на неразрушающий контроль технических объектов железнодорожного транспорта определенными методами с учетом требований по приложению Г;
- заключение в соответствии с п. 7.7.
8. Сертификация персонала
8.1. Работодатель представляет Уполномоченному органу кандидата и документально подтверждает достоверность персональной информации о нем, включая сведения об образовании, специальной подготовке и стаже практической работы по методу неразрушающего контроля, по которому кандидат добивается сертификации. Работодатель также отвечает за достоверность медицинского заключения об отсутствии у кандидата противопоказаний для выполнения работ по неразрушающему контролю, на которые он сертифицируется. Рекомендуемая форма заявления на сертификацию дана в Приложении Ж.
8.2. Квалификационный экзамен состоит из:
- общего экзамена по методу неразрушающего контроля;
- специального экзамена (по технологии контроля данным методом технических объектов определенного вида);
- практического экзамена по контролю данным методом технических объектов определенного вида.
Кроме указанных, кандидат должен сдать экзамен на знание утвержденных МПС России правил безопасной эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Программы сертификации по конкретным методам контроля и экзаменационные вопросы формируются с учетом требований к квалификации специалистов (приложение А) на основании типовых программ сертификации (приложение Б).
8.3. На экзамене кандидат должен иметь при себе действующее удостоверение личности и официальное уведомление о допуске к экзамену, которые по требованию он должен предъявить Экзаменационной комиссии.
Любой кандидат, не соблюдающий экзаменационные правила в ходе экзамена, отстраняется от дальнейшего прохождения экзамена. Такой кандидат может быть допущен к переэкзаменовке не ранее, чем через год.
8.4. На общем экзамене кандидату задаются 40 вопросов из сборника вопросов, утвержденного Руководящим органом, по соответствующему уровню квалификации. Экзаменационные вопросы составляются в соответствии с требованиями, изложенными в приложении В. Экзамен проводится в письменной форме или на компьютере.
Кандидат считается выдержавшим экзамен, если он правильно ответил на 80% заданных вопросов и успешно прошел дополнительное собеседование.
8.5. На специальном экзамене кандидату задаются 20 вопросов из сборника вопросов, согласованного Экспертной организацией МПС России.
Экзамен проводится в письменной форме или на компьютере.
Кандидат считается выдержавшим экзамен, если он правильно ответил на 80% заданных вопросов.
8.6. На практическом экзамене кандидату выдаются экзаменационные образцы, технологические карты и листы протоколов, которые кандидат должен заполнить чернилами по результатам контроля. После завершения контроля, кандидату предоставляют паспорт на каждый экзаменационный образец с результатами его контроля и с указанием возможных предельных отклонений результатов контроля.
Кандидат совместно с комиссией путем сопоставления контрольных данных с полученными в процессе практического экзамена подсчитывают количество верных результатов. Если число правильных измерений (результатов) не менее 80%, то кандидат считается выдержавшим экзамен.
При сдаче практического экзамена кандидат может пользоваться собственной аппаратурой. Любые неполадки, обнаруживаемые в этом случае в аппаратуре, устраняются кандидатом самостоятельно.
Практический экзамен должен быть достаточной продолжительности, сложности и объема с тем, чтобы адекватно проверить умение кандидата применять метод неразрушающего контроля к реальным условиям контроля технических объектов железнодорожного транспорта.
8.7. Экзамен на знание Правил МПС России по безопасной эксплуатации технических объектов железнодорожного транспорта для кандидатов на I и II уровни квалификации проводится в рамках специального экзамена по отдельным экзаменационным билетам. В каждом билете должно быть не менее пяти вопросов. Кандидат считается выдержавшим экзамен, если он правильно ответил не менее чем на четыре вопроса.
Специалисты, ранее сертифицированные на III уровень квалификации, сдают отдельный экзамен на знание правил МПС России по безопасной эксплуатации объектов железнодорожного транспорта.
Специалист считается выдержавшим экзамен, если он правильно ответил не менее чем на четыре вопроса.
Участие ревизора и специалиста соответствующей службы управления железной дороги при проведении данного экзамена обязательно.
8.8. Кандидат считается сертифицированным на соответствующий уровень квалификации при успешной сдаче всех четырех экзаменов.
8.9. Если кандидат не выдержал один или два экзамена, то ему разрешается пересдача в течение одного года со дня первого экзамена, но не ранее чем через месяц. При повторной несдаче ранее сданные экзамены не засчитываются.
8.10. Основываясь на результатах квалификационных экзаменов, Уполномоченный орган выдает сертифицированному специалисту квалификационное удостоверение (сертификат).
9. Квалификационное удостоверение (сертификат)
9.1. Квалификационное удостоверение (сертификат) должно содержать следующие сведения:
- название Уполномоченного органа;
- фамилию, имя, отчество специалиста;
- год рождения;
- присвоенный уровень квалификации;
- метод неразрушающего контроля;
- перечень видов технических объектов железнодорожного транспорта, на контроль которых сертифицирован специалист;
- регистрационный номер удостоверения;
- фотографию специалиста;
- подпись специалиста;
- печать организации, выдавшей удостоверение, проставляемую на фотографии.
В удостоверении предусмотрено место для отметки о продлении срока его действия и переаттестации специалиста.
9.2. Все квалификационные удостоверения издаются Руководящим органом.
9.3. Срок действия квалификационного удостоверения специалистов I и II уровней - 3 года, III уровня - 5 лет.
9.4. Квалификационное удостоверение утрачивает силу в следующих случаях:
- истечения срока действия;
- перерыва в работе по неразрушающему контролю более одного года.
9.5. По истечении первого срока действия квалификационное удостоверение специалиста I или II уровня квалификации может быть продлено соответствующим Уполномоченным органом, выдавшим удостоверение, при условиях:
- ходатайства с места работы специалиста;
- представления заключения медицинской комиссии;
- отсутствия перерыва в работе по неразрушающему контролю более одного года;
- сдачи специального экзамена.
9.6. При изменении вида контролируемых объектов железнодорожного транспорта специалист I или II уровней квалификации при сертификации сдает специальный и практический экзамены.
9.7. Повторная сертификация проводится по истечении двух сроков действия квалификационного удостоверения.
10. Картотека специалистов
10.1. Сведения о специалистах III уровня квалификации хранятся в Руководящем органе и в Экспертной организации МПС России; сведения о специалистах I и II уровней квалификации - в Уполномоченных органах.
10.2. Картотека на сертифицированных специалистов должна содержать следующие данные:
- копию документа об образовании;
- копию документа о специальной подготовке;
- справку о непрерывности стажа работы по неразрушающему контролю;
- медицинскую справку об отсутствии противопоказаний к работе по неразрушающему контролю;
- протокол о сдаче экзаменов с указанием состава экзаменационной комиссии, дополнительных вопросов, выставленных оценок (процента правильных ответов на заданные вопросы), даты проведения экзаменов, с образцом подписи сертифицированного специалиста, картами практического экзамена и заключением комиссии.
11. Порядок ввода правил
11.1. Срок ввода Правил устанавливается с даты их утверждения.
11.2. Сертификации на II-й уровень квалификации по ультразвуковому и магнитному методам контроля в двухлетний срок после введения настоящих Правил подлежит персонал, возглавляющий лаборатории (подразделения) НК на предприятиях вагонного, локомотивного, пассажирского и путевого хозяйств, заводов по ремонту подвижного состава и изготовлению запчастей.
11.3. Персонал, выполняющий НК технических объектов железнодорожного транспорта, подлежит сертификации в соответствии с настоящими Правилами в сроки, установленные департаментами МПС России.
Заместитель Министра |
Ю.М. Герасимов |
Согласовано
Руководитель |
В.С. Иванов |
25 февраля 1998 г.
Руководитель |
Н.Г. Васильев |
26 февраля 1998 г.
Статс-секретарь - |
Л.К. Исаев |
5 марта 1998 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила сертификации персонала по неразрушающему контролю технических объектов железнодорожного транспорта ПР 32.113-98 (утв. МПС РФ 7 апреля 1998 г.)
Текст документа приводится по официальному изданию МПС РФ, Москва, 1998 г.
1. Разработаны Петербургским государственным университетом путей сообщения (ПГУ ПС)
2. Приняты и введены в действие Указанием МПС России от 26 мая 1998 г. N Г-612y
Редакционная коллегия: Гурвич А.К. (председатель), Дымкин Г.Я., Кузьмина Л.И.