Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 84-АД15-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Захарова Н.И. на вступившие в законную силу постановление заместителя председателя комитета правового обеспечения Правительства Новгородской области от 2 декабря 2014 г., решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 февраля 2015 г., решение судьи Новгородского областного суда от 30 марта 2015 г. и постановление председателя Новгородского областного суда от 13 июля 2015 г., вынесенные в отношении ... управления Гостехнадзора Новгородской области Захарова Н.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя председателя комитета правового обеспечения Правительства Новгородской области от 2 декабря 2014 г., оставленным без изменения решением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 февраля 2015 г., решением судьи Новгородского областного суда от 30 марта 2015 г. и постановлением председателя Новгородского областного суда от 13 июля 2015 г., ... управления Гостехнадзора Новгородской области Захаров Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Захаров Н.И. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении, считая их незаконными.
Оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу об административном правонарушении актов не имеется в связи со следующими обстоятельствами.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Нормативное регулирование указанных отношений основывается на соблюдении конституционных принципов добросовестности, свободы договора и стабильности гражданского оборота в целях достижения справедливого баланса прав и законных интересов лиц, участвующих в размещении и исполнении заказов для государственных нужд, государства и общества в целом.
Для соблюдения указанных принципов законодательством предусмотрена система единых требований к участникам закупки, позволяющих обеспечить реализацию целей регулирования отношений в данной сфере - стимулирование добросовестной конкуренции и предотвращение злоупотреблений, что призвано обеспечить участие в закупках товаров, работ, услуг только добросовестных лиц и защитить интересы государственных и муниципальных заказчиков.
Так, пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пункт 2 части 1 статьи 31 названного Федерального закона в ранее действующей редакции предусматривал в числе единых требований правомочность участника закупки заключать контракт.
Федеральным законом от 4 июня 2014 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вступил в силу 4 июня 2014 г.) пункт 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ признан утратившим силу.
На момент обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Захарова Н.И. к административной ответственности, Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ не обязывал заказчика устанавливать в числе единых требований к участникам закупки подтверждение правомочности заключать контракт.
В силу пункта 2 статьи 3, пункта 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ действия заказчика осуществляются в порядке, установленном данным Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд.
В извещении о проведении электронного аукциона указывается исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ.
Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна отражать, в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 приведенного Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе (пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ).
Частью 2 и пунктом 2 части 5 статьи 66 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей. Вторая часть этой заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) данного Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона.
Статьей 107 этого же Федерального закона определено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут, в том числе административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений участников закупки, требований к участникам закупки, к размеру обеспечения заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размеру и способам обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также требования о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок информации и документов влечет административное наказание.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенной уполномоченным должностным лицом комитета правового обеспечения Правительства Новгородской области плановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе установлено, что 4 сентября 2014 г. уполномоченным органом - департаментом имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг было размещено извещение и документация об осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на право заключения контракта, предметом которого являлось оказание услуг по продлению лицензий на использование неисключительных (пользовательских) прав антивирусной лицензионной программы Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - "Стандартный" для нужд Новгородской области.
25 августа 2014 г. Захаров Н.И., являясь ... управления Гостехнадзора Новгородской области, утвердил документацию об аукционе в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства на право заключения контракта на оказание данных услуг.
В пункте 14.2 раздела 4 утвержденного Захаровым Н.И. и впоследствии размещенного на сайте zakupki.gov.ru (сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг) извещения об осуществлении закупки на оказание указанных услуг среди субъектов малого предпринимательства путем проведения аукциона в электронной форме установлено требование к участникам закупки о предоставлении ими документов (или копии документов), подтверждающих правомочность последних заключать контракт (л.д. 107).
Таким образом, в отношении участников закупки установлено не предусмотренное частью 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ требование подтверждать полномочия на заключение контракта, за что частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Данное обстоятельство подтверждается протоколом об административном правонарушении, извещением об осуществлении закупки на оказание услуг по продлению лицензий на использование неисключительных (пользовательских) прав антивирусной лицензионной программы Kaspersky Endpoint Security для бизнеса - "Стандартный" для нужд Новгородской области и документацией об аукционе в электронном форме, размещенных на сайте zakupki.gov.ru.
Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, Захаров Н.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия Захарова Н.И. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства о контрактной системе.
Довод жалобы о том, что извещение не содержит требования к участникам закупки о подтверждении правомочности заключить контракт, опровергается материалами дела, в которых содержится копия утвержденного Захаровым Н.И. извещения с проставленной печатью Управления Гостехнадзора Новгородской области, в пункте 14.2 раздела 4 которого установлено требование к участникам закупки о предоставлении ими документов (или копии документов), подтверждающих правомочность последних заключать контракт (л.д. 101-108).
Постановление о привлечении Захарова Н.И. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено Захарову Н.И. в пределах санкции части 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений норм материального и процессуального закона при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные постановления сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13, 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление заместителя председателя комитета правового обеспечения Правительства Новгородской области от 2 декабря 2014 г., решение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 5 февраля 2015 г., решение судьи Новгородского областного суда от 30 марта 2015 г. и постановление председателя Новгородского областного суда от 13 июля 2015 г., вынесенные в отношении ... управления Гостехнадзора Новгородской области Захарова Н.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Захарова Н.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 84-АД15-2
Текст постановления официально опубликован не был