Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-101
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр на Люсиновской"
на решение Московского городского суда от 26 мая 2015 года
об отказе в удовлетворении заявления ООО "Бизнесцентр на Люсиновской" об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере его рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" Григорьевой Т.Е., просившей установить кадастровую стоимость здания в размере его рыночной стоимости определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы, представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы Лисицкого Д.И., полагавшего решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" обратилось в суд в порядке пересмотра результатов государственной кадастровой оценки с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года.
Требования мотивировало тем, что ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" является собственником нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Люсиновская, д. 36, стр.1, площадью 8 925,7 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0006010:1015. Кадастровая стоимость нежилого здания, внесенная в Государственный кадастр недвижимости в размере 1 590 820 816,72 рублей определенная по состоянию на 1 января 2013 года, является чрезмерно завышенной, не соответствует рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке от 24 июня 2014 года N 06-02/14 по состоянию на 1 января 2013 года в размере 785 059 000 рублей, получивший положительное экспертное заключение от 16 июля 2014 года N 1335/07/14 Некоммерческого партнерства "Саморегулируемая организация оценщиков "Деловой союз оценщиков".
Кадастровая стоимость нежилого здания в размере выше его рыночной стоимости нарушает право ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" на экономическую обоснованность налогообложения.
Решением Московского городского суда от 26 мая 2015 года в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" требования уточнила, просила установить кадастровую стоимость здания, а размере его рыночной стоимости определенной на основании проведенной по делу судебной экспертизы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене ввиду наличия оснований, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" является собственником нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006010:1015, которое включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2014 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года.
Поэтому обращение ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2013 года, то есть на дату по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку недвижимого имущества, одновременно не исключает установление кадастровой стоимости объекта недвижимости, равной его рыночной стоимости. При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости федеральный законодатель указывает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, суд указал, что отчёт об оценке от 24 июня 2014 года N 06-02/14, составленный оценщиков Панфиловым К.С., о рыночной стоимости здания, не является надлежащим доказательством, подтверждающим достоверность указанной в нём итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости.
Между тем, эти обстоятельства без установления данных о том, какова же действительная рыночная стоимость здания заявителя, не могли быть положены судом в основу решения об отказе в удовлетворении заявления.
В случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости суд в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ, статьей 62 КАС РФ выносит эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались.
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 79, 80 ГПК РФ, статьи 77, 78 КАС РФ).
По настоящему делу такая экспертиза проведена по ходатайству ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" на основании определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2015 года, согласно заключению которой, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером 77:01:0006010:1015 по состоянию на 1 января 2013 года составляет 886 597 427 рублей.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупреждённым об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости здания, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, в связи с чем ставить указанное экспертное заключение под сомнение оснований не имеется.
В силу предписаний статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признаётся достоверной, если в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав названное экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, полагает возможным определить кадастровую стоимость здания с кадастровым номером 77:01:0006010:1015, в размере 886 597 427 рублей.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 177, 307, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 26 мая 2015 года отменить, принять по делу новое решение.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Люсиновская, д. 36, стр. 1, площадью 8 925,7 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0006010:1015 в размере его рыночной стоимости 886 597 427 рублей, определенной по состоянию на 1 января 2013 года.
Датой обращения ООО "Бизнес-центр на Люсиновской" в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве считать 2 октября 2014 года.
Период действия установленной кадастровой стоимости является с 1 января 2014 года до даты утверждения новой кадастровой оценки.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 5-АПГ15-101
Текст определения официально опубликован не был