Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 4-АПУ15-79
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Ботина А.Г.,
судей Лаврова Н.Г. и Кондратова П.Е.,
при секретаре Прохорове А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу адвоката Ярмушевич И.Н. в интересах Михалевича С.М. на постановление Московского областного суда от 17 ноября 2015 года, по которому жалоба Михалевича С.М. на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 5 октября 2015 года о выдаче
Михалевича С.М. ...,
правоохранительным органам Республики Беларусь для приведения в исполнение приговора суда Глубокского района Витебской области Республики Беларусь от 20 августа 2013 года, оставлена без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Лаврова Н.Г., изложившего обстоятельства дела и доводы жалобы, выступление адвоката Баскаевой М.Р., поддержавшей доводы жалобы, мнение прокурора Никифорова А.Г., полагавшего постановление оставить без изменения, Судебная коллегия установила:
14 сентября 2015 года Генеральная Прокуратура республики Беларусь обратилась к Заместителю Генерального Прокурора Российской Федерации с запросом о выдаче гражданина Республики Беларусь Михалевича С.М. ... года рождения, для приведения в исполнение приговора суда Глубокского района Витебской области от 20 августа 2013 года, которым последний был осужден по ст. 205 ч. 3 УК Республики Беларусь.
Постановлением заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Звягинцева А.Г. от 5 октября 2015 года было принято решение о выдаче гражданина Республики Беларусь Михалевича С.М. ... года рождения, ..., правоохранительным органам Республики Беларусь для приведения в исполнение приговора суда Глубокского района Витебской области Республики Беларусь от 20 августа 2013 года.
Данное постановление было обжаловано Михалевичем С.М. в Московский областной суд, который 17 ноября 2015 года в удовлетворении жалобы отказал, признав постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации законным и обоснованным.
В апелляционной жалобе адвокат Ярмушевич И.Н. в интересах Михалевича С.М., выражая несогласие с принятым решением, считает постановление незаконным и необоснованным. Указывает, что приговором от 3 апреля 2013 года Михалевич был оправдан, а после отмены приговора при новом судебном разбирательстве не присутствовал, рассчитывал на оправдательный приговор. После января 2014 года уехал из ... на заработки в РФ, о результатах рассмотрения дела, а также, что в отношении него был объявлен розыск, не знал. Просит постановление отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия находит постановление суда законным и обоснованным.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основании принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящегося на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно-наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.
Это положение закона основано на Европейской Конвенции о выдаче, принятой 13 декабря 1957 года и ратифицированной Российской Федерацией, а также на Минской Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года.
Как следует из представленных материалов, по приговору суда Глубокского района Витебской области от 20 августа 2013 года Михалевич С.М. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 205 ч. 3 УК Республики Беларусь, а именно в тайном похищении имущества (кражи), совершенном с проникновением в жилище, в крупном размере.
В соответствии с Российским законодательством, деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, является по уголовному закону преступлением и соответствует ст. 158 ч. 3 п. "а" УК РФ, санкция которой, также как и санкция ст. 205 ч. 3 УК Республики Беларусь предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком не менее одного года.
Постановлением старшего оперуполномоченного Глубокского РОВД от 17 февраля 2014 года в отношении Михалевича С.М. скрывшегося с места жительства, был объявлен розыск.
23 августа 2015 года Михалевич С.М. был задержан на территории России и помещен в следственный изолятор ФКУ СИЗО ... УФСИН России по ... области.
Михалевич С.М. является гражданином Республики Беларусь и по данным Федеральной миграционной службы России, Управлений Федеральной миграционной службы России по г. Москве, Московской области, по Нижегородской области, в отношении Михалевича С.М. не имеется никаких сведений по вопросам приобретения им российского гражданства, либо политического убежища, либо статуса беженца.
Михалевич С.М. осужден за совершение деяния на территории Республики Беларусь, это деяние не направлено против интересов Российской Федерации.
Сроки давности привлечения к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и республики Беларусь не истекли.
Предусмотренных законодательством РФ оснований, по которым уголовное дело в отношении обвиняемого не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение, не имеется. Не имеется и вступивших в законную силу решений суда РФ о наличии препятствий для выдачи в соответствии с законодательством и международными договорами РФ.
Иммунитетом от уголовного преследования, гарантируемым международными и внутригосударственными правовыми актами, Михалевич С.М. не обладает.
Генеральная прокуратура Республики Беларусь, ходатайствуя о выдаче Михалевича С.М. для уголовного преследования, гарантирует, что он не будет выдан, выслан или передан без согласия Российской Федерации третьему государству, а после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию Республики Беларусь. Гарантируется также, что Михалевич С.М. не будет преследоваться по политическим мотивам, в связи с расовой принадлежностью, социальным, должностным или имущественным положением, национальностью, убеждениями, вероисповеданием, не будет привлечен к ответственности за преступление, в связи с обвинением в совершении которого он не был выдан, не будет подвергаться пыткам, жестоким, бесчеловечным, унижающим достоинство видам обращения или наказания. Оснований не доверять этим гарантиям не имеется.
Приведенные в жалобе адвоката доводы о том, что Михалевич не знал о вынесении в отношении него обвинительного приговора, а также о том, что он разыскивается правоохранительными органами Республики Беларусь для приведения в исполнение приговора, проверялись в судебном заседании и признаны несостоятельными.
Как правильно указано в постановлении, Михалевич присутствовал при судебном разбирательстве, давал показания, не явился только на провозглашение приговора суда, его защиту осуществлял адвокат по соглашению, который обжаловал приговор в кассационном порядке. До вступления приговора в законную силу Михалевич находился в г. ... ... области, и только узнав о том, что кассационная жалоба его адвоката оставлена без удовлетворения и приговор вступил в законную силу, выехал в РФ.
Вопрос обоснованности привлечения Михалевича С.М. к уголовной ответственности и законности его осуждения соответствующими органами Республики Беларусь не относится к компетенции судебных инстанций Российской Федерации, поэтому проверке не подлежит.
При решении вопроса о выдаче Михалевича С.М. заместителем Генерального прокурора Российской Федерации были соблюдены требования ст. 462 УПК РФ, а также ст.ст. 56, 58, 66, 67, 80 названной выше конвенции от 22.01.1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", которую подписали Российская Федерация и Республика Беларусь.
При таких обстоятельствах суд обоснованно пришел к выводу, что решение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о выдаче Михалевича С.М. компетентным органам Республики Беларусь соответствует законодательству и международным договорам Российской Федерации.
Поэтому оснований для отмены постановления суда и постановления заместителя Генерального прокурора, о чем поставлен вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 389.20, 389.28 УПК РФ, Судебная коллегия определила:
постановление Московского областного суда от 17 ноября 2015 года в отношении Михалевича С.М. оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ботин А.Г. |
Судьи |
Лавров Н.Г. |
|
Кондратов П.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по уголовным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 4-АПУ15-79
Текст определения официально опубликован не был