В целях совершенствования процесса внедрения в производство научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников:
1. Утвердить и ввести в действие прилагаемый Порядок предоставления, рассмотрения, планирования внедрения в филиалах ОАО "РЖД" научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников.
2. Руководителям филиалов ОАО "РЖД" обеспечить планирование необходимого финансирования на внедрение наиболее эффективных и полезных новшеств, заимствованных из информационных источников.
3. Начальникам департаментов и управлений, руководителям филиалов ОАО "РЖД" довести настоящее распоряжение до сведения причастных работников.
4. Признать утратившим силу распоряжение от 30 июня 2008 г. N 1375р "Об утверждении Порядка предоставления, рассмотрения, планирования внедрения научно-технических достижений, перспективных технологий и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников".
5. Контроль за выполнением данного распоряжения возложить на главных инженеров филиалов ОАО "РЖД".
Старший вице-президент |
В.А. Гапанович |
Порядок
предоставления, рассмотрения, планирования внедрения в филиалах ОАО "РЖД" научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 16 января 2015 г. N 61p)
1. Общие положения
1.1. Данный Порядок разработан в целях совершенствования процесса развития производства и внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта в структурных подразделениях филиалов ОАО "РЖД".
1.2. Основные участники процесса*:
Железная дорога - филиал ОАО "РЖД" (региональный центр корпоративного управления) (далее - железная дорога);
Функциональный филиал ОАО "РЖД" (Центральные дирекции, центры ОАО "РЖД") - (далее - функциональный филиал);
Центр научно-технической информации и библиотек - филиал ОАО "РЖД" (далее - ЦНТИБ);
Дорожный центр научно-технической информации и библиотек железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (регионального центра корпоративного управления) (далее - ДЦНТИБ);
Кабинеты технической информации, входящие в состав ДЦНТИБ (далее - КТИ);
Структурные подразделения железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (регионального центра корпоративного управления) (далее - дорожные дирекции и центры);
Структурные подразделения дирекций и центров железной дороги - филиала ОАО "РЖД" (регионального центра корпоративного управления) (далее - структурные подразделения железной дороги);
Территориальные подразделения функционального филиала ОАО "РЖД", осуществляющие свою деятельность в границах железной дороги (далее - территориальные подразделения);
Структурные подразделения территориальных подразделений функционального филиала ОАО "РЖД", осуществляющие свою деятельность в границах железной дороги (далее - структурные подразделения функционального филиала).
1.3. Повышение экономической эффективности системы научно-технической информации железных дорог и функциональных филиалов неразрывно связано с организацией отбора, оценки, обобщения, распространения и внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта (далее - НТД и ПО), заимствованных из информационных источников.
1.4. Действующая система отбора, анализа, распространения НТД и ПО обеспечивает сотрудничество работников подразделений системы научно-технической информации со специалистами и руководителями железных дорог, функциональных филиалов, дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений, организующих внедрение и предусматривает:
1.4.1. Анализ потребностей производства и целенаправленный отбор информационных материалов для внедрения (главные инженеры, эксперты и технические информаторы структурных подразделений, дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений);
1.4.2. Поиск, отбор, предоставление, учет информационных материалов для внедрения НТД и ПО, заимствованных из источников научно-технической информации и других источников (ДЦНТИБ, КТИ);
1.4.3. Подготовку рекомендаций по распространению и внедрению НТД и ПО, заимствованных из информационных источников (дорожные дирекции и центры, территориальные подразделения, ДЦНТИБ)**;
1.4.4. Составление Плана внедрения НТД и ПО, заимствованных из информационных источников (территориальные подразделения, дорожные дирекции и центры, ДЦНТИБ);
1.4.5. Выделение в бюджетах железных дорог и функциональных филиалов средств на внедрение наиболее эффективных и полезных новшеств, заимствованных из информационных источников, предусмотренных сметой.
1.4.6. Контроль за внедрением научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из научно-технической информации и других источников (структурные подразделения железной дороги и функционального филиала, дорожные дирекции и центры, территориальные подразделения);
1.4.7. Применение внедренной в ОАО "РЖД" автоматизированной системы информационного обеспечения и оперативного мониторинга деятельности филиалов ОАО "РЖД" по научно-технической информации (далее АСУ - НТИ).
1.5. На подразделения системы научно-технической информации возлагается ответственность за целенаправленное информационное обеспечение внедрения НТД и ПО, заимствованных из информационных источников, сводный учет, координация работ по оценке, отбору, обобщению и распространению новшеств, анализ их внедрения.
1.6. Основным принципом системы отбора, обобщения, распространения, учета и анализа внедрения новшеств в структурных подразделениях железной дороги, функционального филиала является взаимодействие всех подразделений, осуществляющих планирование, организацию и контроль их внедрения.
1.7. В целях решения общекорпоративных задач функциональные филиалы планируют внедрение НТД и ПО, заимствованных из информационных источников, руководствуясь данным Порядком при взаимодействии с территориальными подразделениями, а территориальные подразделения - со структурными подразделениями. Для организации этой работы в функциональных филиалах, территориальных и структурных подразделениях приказами руководителей назначаются ответственные исполнители, технические информаторы и эксперты.
2. Термины и определения
2.1. Научно-техническая информация (НТИ) - информационные источники, в которых содержатся сведения о научно-технических достижениях, передовом производственном опыте, предназначенные для обобщения с выбором наиболее эффективных решений, их распространения, увеличения масштабов внедрения.
2.2. Система научно-технической информации - подразделения, руководители и специалисты инженерно-технического, экономического и информационного профиля, обеспечивающие полноту, оперативность, достоверность, качество формирования информационных сведений, своевременность распространения, доступность для пользователей, взаимообмен с применением новейших достижений в сфере информационных технологий. На этой основе - выявление, анализ, обобщение, отбор, распространение и обеспечение внедрения наиболее эффективных новшеств в хозяйственной деятельности, позитивное влияние на развитие творческого потенциала коллективов хозяйствующих субъектов, требующее использования действенных форм мотивации с комплексным учетом общих положений и отраслевых особенностей.
2.3. Технические информаторы - штатные инженерно-технические работники структурных подразделений железной дороги, функционального филиала, на которых приказом руководителя соответствующего подразделения возложены дополнительные функции по обеспечению научно-технической информацией (не менее 4 часов рабочего времени в неделю), регулярно и своевременно обеспечивающие руководителей и работников структурного подразделения, дорожных дирекций и центров, территориального подразделения информацией о достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и экономики, передовом производственном опыте, отбирающие наиболее эффективные материалы, необходимые для конкретного производства, организующие работу по использованию материалов научно-технической информации, рекомендованных к внедрению, ведущие систематический учет внедренных новшеств, заимствованных из информационных источников.
2.4. Эксперты - квалифицированные работники дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений, на которых приказом руководителя соответствующего подразделения возложены дополнительные функции по обеспечению научно-технической информацией (не менее 4 часов рабочего времени в неделю), которые содействуют внедрению новшеств, способствующих совершенствованию производственной деятельности, повышению эффективности работы и доходности подразделения, готовят конкретные рекомендации о целесообразности внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из материалов научно-технической информации. Осуществляют рассмотрение информационных карт, предоставленных структурными подразделениями железной дороги, функционального филиала; определяют индексы оценки по распространению информации, необходимость издания информационных листков на представленные новшества, организуют подсчет экономического эффекта.
2.5. Рационализаторское предложение - это техническое решение, являющееся новым для структурного подразделения, организации или учреждения, которому оно подано, и предусматривающее изменение конструкции изделий, технологии производства и применяемой техники или изменение состава материала.
2.6. Научно-технические достижения (НТД) - результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических и других работ, их частей и частных технических решений, инновации, изобретения, усовершенствования в области техники, технологии, организации труда, управления и производства.
2.7. Передовой производственный опыт (ПО) - это новые или улучшенные приемы и методы работы, формы деятельности, прогрессивные новшества, рационализаторские инициативы, которые, возникая из массового опыта, превосходят его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
3. Порядок отбора информационных материалов, рекомендованных для внедрения
3.1. Для планирования внедрения в подразделениях системы научно-технической информации применяется АСУ НТИ, содержащая регулярно пополняемый банк данных описаний технических новшеств и передового производственного опыта, создается накопительный фонд информационных и технологических материалов.
3.2. Изучение и отбор технических новшеств для внедрения осуществляется экспертами дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений при систематическом просмотре и оценке информационных материалов из АСУ НТИ, периодических изданий, технической литературы, изданий подразделений системы научно-технической информации и других материалов, предоставляемых специалистами ДЦНТИБ.
3.3. За критерий оценки и отбора новшества принимается экономический или иной положительный эффект (обеспечение безопасности движения, улучшение условий и охраны труда, экологическая безопасность на железнодорожном транспорте и др., полученный в результате внедрения новшества в структурном подразделении, где оно разработано, возможность применения (повторения, воспроизведения) в местных условиях и целесообразность его использования в практической деятельности.
3.4. Отобранные и рекомендованные экспертами дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений для внедрения новшества доводятся (с визой главного инженера территориального подразделения***, дорожных дирекции, центра) до структурных подразделений для изучения и определения возможности, необходимости и ориентировочных сроков внедрения.
3.5. При получении рекомендаций о внедрении руководители структурных подразделений, дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений организуют изучение полученных материалов, учитывают наличие и потребность в конструкторской, технологической и иной документации. При принятии решения о возможности и целесообразности внедрения руководители структурных подразделений определяют потребность и фактическое наличие материалов, комплектующих деталей, оборудования, необходимых для внедрения новшества, проводят подготовительную работу и определяют сметную стоимость внедрения. В случае необходимости, осуществляют запрос в ДЦНТИБ на предоставление недостающей информации.
4. Порядок планирования внедрения научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников
4.1. Для формирования плана внедрения руководитель структурного подразделения железной дороги, функционального филиала (через технического информатора) разрабатывает предложения в план внедрения НТД и ПО, заимствованных из информационных источников и вместе со сметами внедрения заимствованных новшеств направляет до 15 августа текущего года в дорожную дирекцию, центр, территориальное подразделение (соответственно) подписанную смету на следующий год.
4.2. Дорожные дирекции и центры, территориальные подразделения обобщают предложения своих структурных подразделений и направляют до 1 сентября текущего года главному инженеру железной дороги, функционального филиала подписанную начальником дорожной дирекции, центра, территориального подразделения сводную ведомость с приложением смет (калькуляций) на следующий год.
4.3. Смета утверждается до 15 сентября текущего года руководством железной дороги, функционального филиала.
4.4. На основании утвержденной сметы формируется План внедрения НТД и ПО, заимствованных из информационных источников, на следующий год:
4.4.1. технические информаторы составляют и направляют до 1 ноября текущего года проект Плана внедрения научно-технических достижений и передового опыта, заимствованных из информационных источников, на следующий год, подписанный начальником структурного подразделения в дорожные дирекцию и центр, территориальное подразделение (копию в ДЦНТИБ);
4.4.2. эксперты дорожной дирекции, центра, территориального подразделения формируют План внедрения НТД и ПО, заимствованных из информационных источников, на следующий год. Территориальные подразделения направляют до 15 ноября текущего года подписанный начальником территориального подразделения План в соответствующий функциональный филиал (для формирования сводного плана по функциональному филиалу) и в ДЦНТИБ (для формирования сводного плана по полигону железной дороги), а дорожные дирекции и центры - в ДЦНТИБ.
4.5. ДЦНТИБ формирует и направляет до 15 декабря текущего года в дорожные дирекции и центры, территориальные подразделения утвержденный главным инженером железной дороги сводный План внедрения научно-технических достижений и передового опыта, заимствованных из информационных источников по полигону железной дороги, на следующий год (далее годовой план по полигону железной дороги).
Дорожные дирекции и центры, территориальные подразделения своевременно доводят годовой план по полигону железной дороги до каждого структурного подразделения-исполнителя.
4.6. Утвержденный главным инженером железной дороги годовой план по полигону железной дороги является обязательным для исполнения. Руководители дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений и их структурных подразделений несут полную ответственность за внедрение указанных новшеств и выполнение показателей в установленные сроки.
5. Контроль за внедрением новшеств, их учет и отчетность
5.1. Рассмотрение годового плана по полигону железной дороги осуществляет совет экспертов, возглавляемый главным инженером железной дороги. В состав совета экспертов входят главные инженеры дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений.
5.2. Ответственными за организацию работы по внедрению НТД и ПО в структурных подразделениях железной дороги, функциональных филиалов являются главные инженеры соответствующих подразделений.
5.3. Контроль за внедрением новшеств, заимствованных из информационных источников, осуществляется инженерно-техническими работниками дорожных дирекций и центров, территориальных подразделений и их структурных подразделений.
5.4. Методическую помощь структурным подразделениям в использовании информационных материалов, планировании и учете результатов внедрения заимствованных технических новшеств осуществляет ДЦНТИБ при общей координации этой работы ЦНТИБ.
5.5. На каждое внедренное новшество составляется акт (форма НТУ-16) в 3-х экземплярах, который является первичным документом, удостоверяющим факт его внедрения. Один экземпляр акта остается в структурном подразделении, второй направляется в дорожную дирекцию и центр, территориальное подразделение для контроля, третий - в ДЦНТИБ. Акт служит основным документом для составления отчетов в установленные сроки по формам НТО-1 и НТО-2. Акт вводится ДЦНТИБ в АСУ НТИ.
5.6. При наличии экономического эффекта к акту о внедрении новшества прилагается подписанный экономистом (работником экономического блока) и утвержденный руководителем структурного подразделения расчет экономического эффекта.
5.7. ЦНТИБ, на основании введенных ДЦНТИБ в АСУ НТИ данных, формирует сводный отчет по железным дорогам и функциональным филиалам и в установленные сроки предоставляет (1 раз в полугодие) в Департамент технической политики ОАО "РЖД".
______________________________
* Взаимодействие ДЦНТИБ с территориальными дирекциями и их структурными подразделениями регламентировано распоряжением ОАО "РЖД" от 1 марта 2013 г. N 561р "Об утверждении типового регламента взаимодействия Центра научно-технической информации и библиотек железной дороги (регионального центра корпоративного управления) с территориальными подразделениями функциональных филиалов ОАО "РЖД", осуществляющими свою деятельность в границах железной дороги, и их структурными подразделениями"
** На Калининградской ж.д. данными вопросами занимается отдел технической политики.
*** В территориальных дирекциях инфраструктуры рассматривают материалы главные инженеры соответствующих служб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 16 января 2015 г. N 61р "Об утверждении Порядка предоставления, рассмотрения, планирования внедрения в филиалах ОАО "РЖД" научно-технических достижений и передового производственного опыта, заимствованных из информационных источников"
Текст распоряжения официально опубликован не был