Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение Департамента по материально-техническому медицинскому обеспечению МВД России по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
Согласно части 3 статьи 1 Закона N 44-ФЗ особенности регулирования отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, указанных в части 1 настоящей статьи, в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, могут быть установлены отдельными федеральными законами.
Так, в соответствии с частью 10 статьи 96 Закона N 44-ФЗ, особенности предусмотренного указанной статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 6 Закона N 275-ФЗ, при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.
Указанные выше требования к участникам государственного оборонного заказа установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2014 г. N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта" (далее - Постановление N 1482).
Согласно пункту 1 Постановления N 1482, требованиями к участникам размещения государственного оборонного заказа при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на создание, модернизацию, поставки, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники (далее, также - Требования), в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта, являются: наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта.
Перечень документов, представляемых участниками размещения государственного оборонного заказа для подтверждения соответствия Требованиям, установлен пунктом 2 Постановления N 1482.
Указанные документы могут быть представлены участником как в составе заявки на участие в закупке, так и при заключении контракта вместо обеспечения исполнения контракта.
С учетом изложенного при заключении контракта в рамках государственного оборонного заказа заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта, если участник определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которым заключается контракт, соответствует требованиям, установленным в документации о закупке, к участникам закупки о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта.
Следует отметить, что непредставление участником размещения государственного оборонного заказа указанных документов не может служить основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
При этом Департамент рекомендует устанавливать в документации о закупке и проекте контракта размер обеспечения исполнения контракта и порядок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также условие о нераспространении требования обеспечения исполнения контракта на участника размещения государственного оборонного заказа, в случае если контракт заключается с участником, который соответствует требованиям Постановления N 1482.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона, в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом не допускается требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Таким образом, в составе второй части заявки представление указанных документов необходимо лишь в том случае, если это прямо следует из положений документации об аукционе и представление таких документов прямо предусмотрено действующим законодательством.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2015 г. N Д28и-811 "О разъяснении законодательства в сфере закупок положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был