Департамент развития федеральной контрактной системы рассмотрел обращение по вопросу разъяснений, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает свое мнение.
Статьей 10 Закона определены способы размещения заказа:
- путем проведения торгов (в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме);
- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
Из которых приоритетным способом размещения заказов является проведение торгов.
Законом установлены ограничения по применению заказчиком таких способов размещения заказа как запрос котировок (статья 42 Закона) и размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (пункт 14 части 2 статьи 55 Закона).
Пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона установлено, что заказчик вправе разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами (100 тыс. рублей). По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.1. статьи 10 Закона под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
В этой связи для определения одноименности товаров, работ, услуг Минэкономразвития России был издан приказ от 1 декабря 2010 г. N 601 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков", который был существенно переработан в связи с практикой его применения и который в связи с выходом приказа Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков" (далее - Номенклатура) утратил силу. Номенклатура предназначена для определения одноименности товаров, работ, услуг для нужд заказчиков в целях сокращения случаев необоснованного дробления заказов с целью ухода от торгов и применения неэффективных закупок способом запроса котировок (при цене контракта до 500 тыс. рублей) и путем заключения договоров до 100 тыс. рублей.
До утверждения Номенклатуры и вступления #ее в законную силу под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимались аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и основные потребительские свойства товаров, результатов работ, услуг, являются однородными по своему потребительскому назначению и могут быть взаимозаменяемыми (часть 19 статьи 65 Закона).
Частью 1 статьи 4 Закона определено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Таким образом, положениями Закона установлена обязанность юридических лиц по соблюдению заказчиками процедур размещения заказа. В этой связи ограничения, предусмотренные Законом в части размещения заказов до пятисот тысяч рублей и ста тысяч рублей в течение квартала по отношению к группам номенклатуры, распространяются на государственного или муниципального заказчика (юридическое лицо).
Одновременно с этим Департамент сообщает, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти в случае, если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти ни действующим законодательством, ни положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
Л.Г. Некрасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 декабря 2011 г. N Д28-754 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был