Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2010 г. N Д06-1625
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу распространения норм законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности на оценщиков и (или) юридических лиц, имеющих право на заключение договора об оценке, при проведении ими работ по государственной кадастровой оценке земель и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. По вопросу соблюдения оценщиками положений Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценке), а также Федеральных стандартов оценки, при проведении ими работ по государственной кадастровой оценке земель.
В соответствии со статьей 3 Закона об оценке под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости.
Следует отметить, что иные виды стоимости, которые оценщики вправе определять, установлены пунктом 5 Федерального стандарта оценки "Цели и виды стоимости (ФСО N 2)" (далее - ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. N 255.
В соответствии со статьей 4 Закона об оценке субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценке (далее - оценщики).
Согласно статье 15 Закона об оценке оценщик при осуществлении оценочной деятельности обязан соблюдать требования Закона об оценке, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
Кроме того, Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, (далее - Правила) установлено, что государственная кадастровая оценка земель осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-техническими документами, необходимыми для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываемыми и утверждаемыми Минэкономразвития России по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Пунктом 1 Правил, установлено, что для проведения работ по государственной кадастровой оценке земель привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, проведение работ по определению кадастровой стоимости земель осуществляется оценщиками в соответствии с Методическими указаниями и нормативно-техническими документами по государственной кадастровой оценке земель, а также законодательством Российской Федерации в области оценочной деятельности.
Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2007 г. N 157-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 157-ФЗ) лицам, имевшим на 30 июня 2006 г. действующую лицензию на осуществление оценочной деятельности, предоставлено специальное право на осуществление оценочной деятельности в течение переходного периода (с 1 июля 2006 г. до 1 января 2008 г.) независимо от срока действия лицензии (далее - специальное право).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как 27 июля 2006 г.
Также отмечаем, что механизм осуществления оценочной деятельности для оценщиков, осуществлявших свою деятельность на основании членства в саморегулируемой организации оценщиков (далее - СРО оценщиков), и для лиц, которым предоставлено специальное право, различался.
Оценщики, вступившие в СРО оценщиков, внесенные в Реестр членов саморегулируемой организации оценщиков, осуществляют оценочную деятельность в порядке, предусмотренном Законом об оценке в действующей редакции. В частности, они обязаны соблюдать требования федеральных стандартов оценки, утвержденных органом, осуществляющим нормативно-правовое регулирование оценочной деятельности, а также стандартов и правил оценочной деятельности, утвержденных СРО оценщиков, членом которой является оценщик.
Оценщики, осуществлявшие оценочную деятельность в течение переходного периода на основании специального права руководствовались Законом об оценке в редакции, действовавшей до вступления Федерального закона N 157-ФЗ, и, соответственно, стандартами оценки, обязательными к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519 (далее - стандарты постановления N 519).
Таким образом, проведение работ по государственной кадастровой оценке земель в Омской области осуществлялось лицами, имевшими специальное право, в результате чего при проведении указанных работ оценщики руководствовались Законом об оценке в редакции, действовавшей до вступления Федерального закона N 157-ФЗ, и, соответственно, стандартами постановления N 519.
Следует отметить, что стандарты постановления N 519 не содержат в себе понятия кадастровой стоимости, а оценщики, осуществлявшие работы по государственной кадастровой оценке земель в Омской области, определяли рыночную стоимость земельных участков.
Справочно сообщаем, что работы по государственной кадастровой оценке земель на территории города Омска осуществлялись на основании муниципального контракта от 1 августа 2007 г. N 18/07-зем (далее - Муниципальный контракт), заключенного между Департаментом имущественных отношений администрации города Омска и ФГУП "ФКЦ "Земля".
В соответствии с пунктом 1.2 Муниципального контракта и пунктом 5 Технического задания, являющегося неотъемлемой частью данного контракта, проведение работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в границах муниципального образования город Омск должны были выполняться в соответствии с Федеральной целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007)"; постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель"; Правилами; методическими и нормативно-техническими документами по государственной кадастровой оценке земель и соответствовать требованиям ГОСТ 7.32-2001.
На момент проведения работ по государственной кадастровой оценке земель в Омской области (до момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2007 г. N 590) действовала редакция пункта 1 Правил, в соответствии с которой государственная кадастровая оценка земель осуществлялась Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимостью), его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями в рамках исполнения государственной функции.
2. По вопросу определения кадастровой стоимости земельного участка не в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель.
Государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов представляет собой совокупность административных процедур, включающих в себя:
- подготовку документов, регламентирующих проведение государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации;
- формирование перечня подлежащих государственной кадастровой оценке земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- выбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации;
- проверку результатов работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации и представление результатов государственной кадастровой оценки земель органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации на утверждение;
- утверждение результатов государственной кадастровой оценки земель органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
- внесение сведений об экономических характеристиках земельных участков (сведений о кадастровой стоимости земельных участков) в государственный земельный кадастр;
- разъяснение результатов государственной кадастровой оценки земель.
Пунктом 13 Правил определено, что при проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель.
Во исполнение пункта 13 Правил Минэкономразвития России издан приказ от 12 августа 2006 г. N 222 "Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка" (далее - приказ N 222).
Учитывая изложенное, в указанных случаях кадастровая стоимость земельных участков определяется не в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, а в соответствии с положениями приказа N 222.
3. По вопросу применения специального программного обеспечения для целей проведения работ по государственной кадастровой оценке земель.
В соответствии с Техническими рекомендациями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 29 июня 2007 г. N П/0152 (далее - Технические рекомендации), государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов осуществляется с применением специального программного обеспечения.
Следует отметить, что в соответствии с Положением о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2004 г. N 418 и действовавшим на момент утверждения Роснедвижимостью Технических рекомендаций, Роснедвижимость не было наделено полномочиями по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в том числе в области оценочной деятельности, включая кадастровую оценку.
Соответственно, по мнению Департамента, Технические рекомендации не являются нормативным правовым актом, а их применение создает правовые последствия исключительно в рамках организации работы центрального аппарата Роснедвижимости и его территориальных органов.
4. Относительно соответствия вида стоимости, определяемого в результате проведения работ по государственной кадастровой оценке земель, термину "кадастровая стоимость" в терминологии пункта 10 ФСО N 2 отмечаем следующее.
В настоящее время такой термин, как "кадастровая стоимость", законодательством Российской Федерации не закреплен.
Однако пунктом 10 ФСО N 2 установлено, что при определении кадастровой стоимости рассчитывается методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Учитывая изложенное, указанная норма реализуется при определении кадастровой стоимости в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке.
Директор департамента |
И.В. Осколков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 27 мая 2010 г. N Д06-1625
Текст письма официально опубликован не был