Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. N 59-КГ15-8
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Кириллова В.С. и Гуляевой Г.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 7 декабря 2015 г. гражданское дело по иску Шамрай Л.Б. к администрации Первомайского сельского Совета Тындинского района Амурской области о перерасчете пенсии за выслугу лет
по кассационной жалобе главы администрации Первомайского сельского совета Тындинского района Амурской области Бубельцевой Л.Н. на решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Шамрай Л.Б. обратилась в суд с иском к администрации Первомайского сельского совета Тындинского района Амурской области (далее - администрация Первомайского сельского Совета) о перерасчете пенсии за выслугу лет.
В обоснование требований Шамрай Л.Б. ссылалась на то, что в период с 27 декабря 1996 г. по 10 января 2005 г. она замещала должность главы администрации Первомайского сельского Совета, с 28 ноября 2009 г. получает пенсию за выслугу лет в размере ... руб. на основании решения администрации Первомайского сельского Совета от 1 декабря 2009 г. N 1 "Об установлении пенсии за выслугу лет" (45 процентов базового денежного вознаграждения по должности).
Решениями Первомайского сельского Совета народных депутатов от 25 января 2012 г. N 156 и 156/1 в часть 3 ст. 29 Устава Первомайского сельского Совета народных депутатов, принятого решением Первомайского сельского Совета народных депутатов от 31 мая 2011 г. N 122 (далее - Устав Первомайского сельского совета), и Положение Первомайского сельского Совета народных депутатов от 27 августа 2008 г. N 21 "О некоторых гарантиях лицу, замещающему муниципальную должность администрации Первомайского сельского Совета" (далее также - Положение от 27 августа 2008 г. N 21) были внесены изменения, согласно которым лицу, замещавшему муниципальную должность администрации Первомайского сельского Совета, в связи с выходом на пенсию устанавливается пенсия за выслугу лет при замещении должности главы Первомайского сельского Совета сроком свыше трех лет исполнения полномочий - 75 процентов базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов.
7 мая 2014 г. Шамрай Л.Б. обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельского Совета народных депутатов, в котором просила произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу новой редакции Устава Первомайского сельского Совета, в удовлетворении которого ей письмом главы администрации Первомайского сельского Совета народных депутатов от 26 мая 2014 г. N 146 было отказано на том основании, что нормативными правовыми актами перерасчет пенсии за выслугу лет не предусмотрен.
Не согласившись с отказом, Шамрай Л.Б. просила признать незаконным решение администрации Первомайского сельского Совета от 26 мая 2014 г. об отказе в перерасчете ей пенсии, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу изменений, внесенных в Устав Первомайского сельского Совета и Положение от 27 августа 2008 г. N 21, то есть с 25 января 2012 г., исходя из ее стажа муниципальной службы, составляющего 11 лет 11 месяцев 1 день, и установить ее в размере 75 процентов базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. исковые требования Шамрай Л.Б. удовлетворены. Отказ администрации Первомайского сельского Совета народных депутатов в перерасчете пенсии Шамрай Л.Б., выраженный в письме от 26 мая 2014 г. N 146, признан незаконным. На ответчика возложена обязанность произвести перерасчет Шамрай Л.Б. пенсии за выслугу лет с 25 января 2012 г. исходя из стажа муниципальной службы 11 лет 11 месяцев 1 день и установить ее в размере 75 процентов базового денежного вознаграждения по должности главы Первомайского сельского Совета народных депутатов.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе главы администрации Первомайского сельского Совета Тындинского района Амурской области Бубельцевой Л.Н. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных, и принятия по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы главы администрации Первомайского сельского Совета Тындинского района Амурской области судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 2 сентября 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. от 27 октября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации стороны, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки не сообщили. На основании ст. 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Шамрай Л.Б. в период с 27 декабря 1996 г. по 10 января 2005 г. замещала должность ... сельского Совета народных депутатов ... района ... области, общий стаж ее муниципальной службы составил 11 лет 11 месяцев 1 день.
На момент выхода Шамрай Л.Б. на пенсию в п. 4 Положения от 27 августа 2008 г. N 21 было закреплено, что лицу, замещавшему должность сельского Совета народных депутатов, пенсия за выслугу лет в связи с выходом на пенсию устанавливается в следующем размере: при замещении муниципальной должности администрации Первомайского сельского Совета сроком семь и более лет - 45 процентов денежного вознаграждения по соответствующей должности.
Решением администрации Первомайского сельского Совета народных депутатов Тындинского района Амурской области от 1 декабря 2009 г. N 1 "Об установлении пенсии за выслугу лет", принятым на основании Положения от 27 августа 2008 г. N 21 и постановления главы Первомайского сельского Совета народных депутатов Тындинского района Амурской области от 1 декабря 2009 г. N 45, Шамрай Л.Б. была установлена пенсия за выслугу лет в размере ... руб. (45 процентов денежного вознаграждения по должности главы администрации Первомайского сельского Совета народных депутатов).
В дальнейшем в связи с повышением денежного вознаграждения по должности главы администрации Первомайского сельского Совета народных депутатов Шамрай Л.Б. производился перерасчет пенсии за выслугу лет: в мае 2010 года размер пенсии истца за выслугу лет составлял ... руб., в августе 2012 года - ... руб., в октябре 2012 года - ... руб., в октябре 2013 года - ... руб.
Решением Первомайского сельского Совета народных депутатов Тындинского района Амурской области от 31 мая 2011 г. N 122 принят Устав Первомайского сельского Совета народных депутатов, в части 3 ст. 29 которого было предусмотрено, что при замещении должности ... сельского Совета народных депутатов в течение свыше двух сроков исполнения полномочий ... сельского Совета в связи с выходом на пенсию устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 45 процентов базового денежного вознаграждения по должности.
Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент к заработной плате, установленный законом области и муниципальными правовыми актами для территории Первомайского сельского Совета Тындинского района (ч. 3 ст. 29 Устава).
Решениями Первомайского сельского Совета народных депутатов от 25 января 2012 г. N 156 и 156/1 в часть 3 ст. 29 Устава Первомайского сельского Совета народных депутатов и п. 4 Положения от 27 августа 2008 г. N 21 были внесены изменения, согласно которым при замещении должности ... сельского Совета народных депутатов сроком свыше трех лет исполнения полномочий устанавливается пенсия за выслугу лет в размере 75 процентов базового денежного вознаграждения по должности.
7 мая 2014 г. Шамрай Л.Б. обратилась с заявлением в администрацию Первомайского сельского Совета народных депутатов о перерасчете пенсии за выслугу лет с момента вступления в силу новой редакции Устава Первомайского сельского Совета, то есть с 25 января 2012 г.
Письмом главы администрации Первомайского сельского Совета народных депутатов от 26 мая 2014 г. N 146 Шамрай Л.Б. было отказано в перерасчете пенсии за выслугу лет на том основании, что ни действующей редакцией Устава Первомайского сельского Совета народных депутатов, ни Положением "О порядке назначения, выплаты перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицу, замещавшему муниципальную должность администрации Первомайского сельского Совета", утвержденным постановлением администрации Первомайского сельского Совета от 23 ноября 2009 г. N 43 (далее - Положение от 23 ноября 2009 г. N 43), ни другими нормативными правовыми актами перерасчет ранее назначенной пенсии за выслугу лет не предусмотрен.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Шамрай Л.Б., суд первой инстанции, руководствуясь п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", п. 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", исходил из того, что отсутствие в действующей редакции Устава Первомайского сельского Совета народных депутатов и Положении от 23 ноября 2009 г. N 43, в других нормативных правовых актах положений о возможности перерасчета пенсии за выслугу лет муниципальным служащим и лицу, замещавшему муниципальную должность администрации Первомайского сельского Совета, не свидетельствует о том, что такой перерасчет не может быть осуществлен, поскольку в этом случае муниципальные служащие и лицо, замещавшее муниципальную должность администрации Первомайского сельского Совета, работавшие на одной и той же должности муниципальной службы, но уволенные с муниципальной службы в разное время, будут поставлены в неравное положение по пенсионному обеспечению за выслугу лет.
По мнению суда первой инстанции, поскольку новая редакция Устава Первомайского сельского Совета народных депутатов, в которой установлен увеличенный размер пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должность главы Первомайского сельского Совета народных депутатов сроком свыше трех лет, вступила в действие с 25 января 2012 г., заявленные Шамрай Л.Б. требования о возложении на администрацию Первомайского сельского Совета народных депутатов обязанности произвести ей перерасчет пенсии за выслугу лет подлежат удовлетворению с указанной даты.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит приведённые выводы судов первой и апелляционной инстанций основанными на неправильном толковании и применении к спорным отношениям норм материального права.
В соответствии с п. "ж" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объёме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Приведённые нормативные положения Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" направлены на определение основных начал правового статуса муниципальных служащих в сфере государственных пенсионных отношений путём введения общего требования, предполагающего гарантирование пенсионных прав муниципальных служащих на уровне, сопоставимом с тем, какой установлен для государственных гражданских служащих. По существу, условия пенсионного обеспечения муниципального и государственного гражданского служащего должны быть сходными по своим основным параметрам, но не обязательно во всем тождественными (идентичными), а гарантии, устанавливаемые соответственно муниципальным служащим и государственным гражданским служащим в части дополнительного пенсионного обеспечения (каковым является пенсионное обеспечение за выслугу лет), должны быть аналогичными.
Пунктом 11 ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрено, что в целях обеспечения правовой и социальной защищённости гражданских служащих (как федеральных, так и субъектов Российской Федерации) им гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу.
Такой федеральный закон до настоящего времени не принят, в связи с чем условия предоставления права на пенсию государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих за счёт средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Амурской области и правовое положение муниципальных служащих Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 30 июня 2008 г. N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области". В соответствии со ст. 4 и 5 названного областного закона условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Финансирование пенсий за выслугу лет муниципальным служащим осуществляется за счёт средств местных бюджетов.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 53 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьёй 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления. В таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Из приведённых положений нормативных правовых актов следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счёт средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счёт собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учётом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Учитывая, что пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение муниципальных служащих, которые работали на одной и той же должности муниципальной службы Первомайского сельского Совета народных депутатов Тындинского района Амурской области и были уволены с муниципальной службы в разное время.
Судебными инстанциями не было принято во внимание, что ни Уставом Первомайского сельского Совета народных депутатов, ни Положением от 27 августа 2008 г. N 21 "О некоторых гарантиях лицу, замещавшему муниципальную должность администрации Первомайского сельского Совета", ни другими нормативными актами перерасчет пенсии за выслугу лет уволенным лицам, замещавшим муниципальные должности в Первомайском сельском Совете народных депутатов Тындинского района Амурской области, при повышении процентного соотношения размера пенсии за выслугу лет к базовому денежному вознаграждению не предусмотрен.
Таким образом, изменение размера пенсии за выслугу лет с 25 января 2012 г. главе Первомайского сельского Совета народных депутатов Тындинского района Амурской области при выходе на пенсию при замещении должности свыше трех лет исполнения полномочий с учетом бюджетных возможностей Первомайского сельского Совета народных депутатов Тындинского района Амурской области является самостоятельным полномочием данного органа местного самоуправления и не влечет за собой перерасчет ранее назначенных пенсий за выслугу лет уволенным лицам, замещавшим муниципальные должности, в том числе Шамрай Л.Б.
Следовательно, вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии оснований для перерасчета Шамрай Л.Б. пенсии за выслугу лет в связи с изменениями, внесенными в Устав Первомайского сельского Совета и Положение от 27 августа 2008 г. N 21 в части увеличения размера пенсии за выслугу лет, нельзя признать правильным.
Ввиду изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов администрации Первомайского сельского Совета Тындинского района Амурской области, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Шамрай Л.Б., не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Тындинского районного суда Амурской области от 26 ноября 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 20 марта 2015 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Шамрай Л.Б. к администрации Первомайского сельского Совета Тындинского района Амурской области о перерасчете пенсии за выслугу лет.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Гуляева Г.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 декабря 2015 г. N 59-КГ15-8
Текст определения официально опубликован не был