Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2015 г. N 53-КГ15-26
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Гуляевой Г.А., Кириллова В.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 декабря 2015 г. гражданское дело по иску Каражова С.Д. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску о зачёте выслуги лет службы в льготном исчислении
по кассационной жалобе представителя отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску Лапиной И.С. на решение Норильского городского суда (в районе Талнах) Красноярского края от 31 июля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 октября 2014 г., которыми заявленные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гуляевой Г.А., выслушав объяснения представителей отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску Марьяна Г.В., Лапиной И.С., поддержавших доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Каражов С.Д. обратился в суд с иском к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску (далее - отдел МВД России по г. Норильску) об обязании зачесть в стаж его службы для назначения пенсии по выслуге лет периода срочной военной службы (службы по призыву) на территории Северо-Кавказского региона с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в льготном исчислении из расчёта один день службы за три дня.
В обоснование заявленных исковых требований Каражов С.Д. указал, что с 14 декабря 2001 г. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. 16 апреля 2014 г. Каражов С.Д. уволен со службы по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).
Согласно расчёту отдела МВД России по г. Норильску выслуга лет Каражова С.Д. на момент увольнения в календарном исчислении составила 13 лет 8 месяцев 6 дней, в льготном исчислении 25 лет 6 месяцев 17 дней.
С данным расчётом Каражов С.Д. не согласен, так как в период с 18 ноября 1999 г. по 21 марта 2001 г. он проходил срочную военную службу во внутренних войсках МВД России, с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. выполнял служебно-боевые задачи на территории Северо-Кавказского региона, принимал непосредственное участие в проведении контртеррористической операции.
По мнению Каражова С.Д. он имеет право на предоставление льгот и компенсаций, предусмотренных Законом Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах", в части включения периода службы с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. на территории Северо-Кавказского региона в выслугу лет в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца).
Представитель ответчика - отдела МВД России по г. Норильску заявленные исковые требования не признал.
Решением Норильского городского суда (в районе Талнах) Красноярского края от 31 июля 2014 г. исковые требования Каражова С.Д. удовлетворены. Суд возложил на отдел МВД России по г. Норильску обязанность зачесть Каражову С.Д. в выслугу лет для назначения пенсии период прохождения им военной службы по призыву на территории Северо-Кавказского региона с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 октября 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Представитель отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставил вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений и отказа в удовлетворении исковых требований Каражова С.Д. в полном объёме.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 18 августа 2015 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. от 30 октября 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Истец Каражов С.Д., надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явился и не сообщил о причине неявки, в связи с чем Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.
Судом установлено, что с 18 ноября 1999 г. по 21 марта 2001 г. Каражов С.Д. проходил срочную военную службу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в период с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. проходил службу в составе Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики), где выполнял служебно-боевые задачи по проведению контртеррористической операции в зоне вооружённого конфликта, что подтверждается соответствующими выписками из приказов командира войсковой части N 3641. Факт выполнения Каражовым С.Д. служебно-боевых задач по проведению контртеррористической операции в зоне вооружённого конфликта на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики) ответчиком не оспаривался.
Судом также установлено, что в период с 14 декабря 2001 г. по 16 апреля 2014 г. Каражов С.Д. проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказом от 10 апреля 2014 г. N 167 л/с Каражов С.Д. 16 апреля 2014 г. уволен из органов внутренних дел Российской Федерации по пункту 4 части 2 статьи 28 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Выслуга лет Каражова С.Д. по состоянию на 16 апреля 2014 г. составила в календарном исчислении 13 лет 8 месяцев 6 дней, в льготном исчислении - 25 лет 6 месяцев 17 дней. При этом период прохождения военной службы Каражова С.Д. по призыву с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в составе Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики) засчитан Каражову С.Д. ответчиком в календарном исчислении.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 4 части 2 статьи 28 Федерального закона" имеется в виду "пункт 4 части 2 статьи 82 Федерального закона"
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Каражова С.Д. об обязании ответчика зачесть в стаж службы период прохождения им военной службы по призыву с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в составе Объединённой группировки войск (сил) на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской Республики) в льготном исчислении (один месяц службы за три месяца), суд первой инстанции со ссылкой на Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" исходил из того, что военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца, в связи с чем включил оспариваемый период в выслугу лет истца в льготном исчислении, поскольку Каражов С.Д. в период прохождения военной службы по призыву на территории Чеченской Республики выполнял служебно-боевые задачи по проведению контртеррористической операции в зоне вооружённого конфликта на территории Северо-Кавказского региона.
С данным выводом суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что данные выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", действовавшим на момент возникновения спорных отношений, установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооружённых Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооружённых силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно части 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Абзацем первым пункта 5 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачёту в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
В соответствии с частью 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению лицам периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.
Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-1 "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах" указано на то, что при применении части второй статьи 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328- в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьёй 94 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву (к таким лицам относится Каражов С.Д.) в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт несостоятельной ссылку суда первой инстанции в обоснование вывода о необходимости зачёта в стаж службы Каражова С.Д. для назначения пенсии по выслуге лет периода срочной военной службы (службы по призыву) на территории Северо-Кавказского региона на положения статьи 23 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35 "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон "О противодействии терроризму), а также аналогичную норму, содержащуюся в статье 22 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" (далее - Федеральный закон "О борьбе с терроризмом") (утратил силу с 1 января 2007 г. в связи с принятием Федерального закона "О противодействии терроризму") по следующим основаниям.
Правовое регулирование проведения контртеррористических операций установлено Федеральным законом от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" лица, участвующие в борьбе с терроризмом, находятся под защитой государства и подлежат правовой и социальной защите.
К указанным лицам относятся, в частности, военнослужащие, сотрудники и специалисты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, осуществляющих борьбу с терроризмом.
При этом в силу части 1 статьи 23 Федерального закона "О противодействии терроризму" военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях - из расчёта один день службы за три дня.
Согласно части 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" социальная защита лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, осуществляется с учётом правового статуса таких лиц, устанавливаемого федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации" установлено, что при назначении пенсии в выслугу лет (трудовой стаж) засчитывается время непосредственного участия в составе специальных сил и сил Объединённой группировки в контртеррористических операциях из расчёта один месяц службы (военной службы) за три месяца сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
Таким образом, из названного постановления Правительства Российской Федерации и Федерального закона "О противодействии терроризму" следует, что в льготном исчислении в выслугу лет засчитывается время непосредственного участия в контртеррористических операциях военнослужащим, обладающим статусом лица, проходящего военную службу по контракту.
Аналогичное части 2 статьи 20 Федерального закона "О противодействии терроризму" правовое регулирование имело место и в ранее действовавшем Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 19, статья 22).
Как установлено судом и следует из материалов дела Каражов С.Д. с 18 ноября 1999 г. по 21 марта 2001 г. проходил срочную военную службу во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ) также не предусматривает возможности засчитывать в выслугу лет в льготном исчислении срок военной службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву.
Так, согласно частям 4 и 5 статьи 37 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ:
срок военной службы, засчитываемый в выслугу лет, дающую право на пенсию, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по контракту, исчисляется из расчёта один месяц за три месяца;
срок военной службы, засчитываемый в трудовой стаж для назначения пенсии, военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, исчисляется из расчёта один месяц за три месяца.
Следовательно, в данном случае льготное исчисление периодов прохождения службы военнослужащим внутренних войск, проходящим военную службу по призыву, будет также учитываться при назначении пенсии в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а не в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.
Принимая во внимание, что предусмотренных законом оснований для включения в выслугу лет Каражову С.Д. периода прохождения им службы по призыву с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в льготном исчислении не имелось, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признаёт незаконным вывод судов первой и апелляционной инстанций об обязании ответчика зачесть период службы Каражова С.Д. по призыву с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. на территории Северо-Кавказского региона в выслугу лет в льготном исчислении из расчёта один день службы за три дня.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, однако судами неправильно применены нормы материального права к спорным отношениям, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Каражова С.Д. об обязании зачесть в стаж его службы для назначения пенсии по выслуге лет период срочной военной службы (службы по призыву) на территории Северо-Кавказского региона с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в льготном исчислении из расчёта один день службы за три дня отказать.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Норильского городского суда (в районе Талнах) Красноярского края от 31 июля 2014 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 6 октября 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Каражова С.Д. об обязании отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Норильску зачесть в стаж службы для назначения пенсии по выслуге лет службу на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации в период с 21 августа 2000 г. по 28 февраля 2001 г. в льготном исчислении из расчёта один день службы за три дня.
Председательствующий |
Пчелинцева Л.М. |
Судьи |
Гуляева Г.А. |
|
Кириллов В.С. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 декабря 2015 г. N 53-КГ15-26
Текст определения официально опубликован не был