Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 53-АПГ15-51
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Макаровой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 18 декабря 2014 г. N 499-В "Об утверждении производственной программы для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (город Шарыпово, ИНН ...) и от 18 декабря 2014 г. N 500-В "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (город Шарыпово, ИНН ...) по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" на решение Красноярского краевого суда от 14 сентября 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" Беренштейн И.В., Климовой Е.Л., Стрельниковой А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (далее - ООО "СВР", общество) обратилось в Красноярский краевой суд с заявлением о признании недействующими приказов Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 18 декабря 2014 г. N 499-В "Об утверждении производственной программы для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (город Шарыпово, ИНН ...) и от 18 декабря 2014 г. N 500-В "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (город Шарыпово, ИНН ...)
Решением Красноярского краевого суда от 14 сентября 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Прокуратура Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края представили возражения.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы Прокуратура Красноярского края и Региональная энергетическая комиссия Красноярского края в судебное заседание не явились.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции заявителем в целях определения экономически обоснованного тарифа на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" заявлено ходатайство о назначении судебной экспертизы.
Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в удовлетворении данного ходатайства отказано, так как при рассмотрении данного дела вопросов, требующих специальных знаний, не возникло.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора, Судебная коллегия установила следующее.
Региональная энергетическая комиссия Красноярского края (далее - комиссия, тарифный орган) является органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным устанавливать тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1 Положения о Региональной энергетической комиссии Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 8 декабря 2008 г. N 216-п).
Тарифным органом 18 декабря 2014 г. изданы приказы N 499-В "Об утверждении производственной программы для общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (город Шарыпово, ИНН ...) (далее - приказ от 18 декабря 2014 г. N 499-В) и N 500-В "Об установлении тарифов на питьевую воду для потребителей общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" (город Шарыпово, ИНН ...) (далее - приказ от 18 декабря 2014 г. N 500-В).
Согласно приложению к приказу от 18 декабря N 500-В тарифы на питьевую воду составляют: для прочих потребителей (без налога на добавленную стоимость) с 1 января по 30 июня 2015 г. - 24,72 руб./куб.м., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 27,34 руб./куб. м. (пункт 1.1 приложения); для населения (с учетом налога на добавленную стоимость) с 1 января по 30 июня 2015 г. - 29,17 руб./куб.м., с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 32,26 руб./куб.м, (пункт 1.2 приложения).
Данные приказы являются нормативно-правовыми актами, изданными уполномоченным органом, официально опубликованными 19 декабря 2014 г. в официальном печатном издании - в краевой газете "Наш Красноярский край" N 96(1) и размещенными на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края www.zakon.krskstate.ru 30 декабря 2014 г.
В обоснование заявленных требований, ООО "СВР" сослалось на то, что названные приказы приняты с нарушением требований Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 614 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер постановления Правительства РФ от 29 июля 2013 г. следует читать как "N 641"
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, посчитав, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречат федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в сфере государственного регулирования тарифов на водоснабжение и водоотведение.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Правительством Российской Федерации 13 мая 2013 г. принято постановление N 406, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов).
Согласно статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат, в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).
В соответствии со статьей 32 названного Закона расчет тарифов на водоснабжение и водоотведение осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат).
Пунктом 38 Основ ценообразования предусмотрено, что при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования производственных расходов, ремонтных расходов, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административных расходов, сбытовых расходов гарантирующих организаций, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 44 настоящего документа, расходов, связанных с оплатой налогов и сборов, нормативной прибыли, расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации.
Предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов, в том числе по отдельным регулируемым видам деятельности, и необходимых материалов (пункт 17 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчеты, экономическое обоснование и метод регулирования тарифов.
На основании пунктов 24, 25 Правил регулирования тарифов выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО "СВР", являясь организацией водопроводно-канализационного хозяйства, обратилось в тарифный орган с заявлением об установлении тарифа на питьевую воду на 2015 год в размере 54,73 руб./куб.м, с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат).
Одновременно с заявлением об установлении тарифов ООО "СВР" представило в тарифный орган производственную программу по оказанию услуг холодного водоснабжения на 2015 г.
Специалистами тарифного органа проведена экспертиза представленных регулируемой организацией документов.
На заседании правления тарифного органа 30 января 2015 г. утверждены основные показатели производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения на 2015 год и тариф на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" на 2015 год.
Решение об установлении тарифа на питьевую воду принято при наличии необходимого кворума посредством открытого голосования единогласно с соблюдением требований пунктов 27, 28 Правил регулирования тарифов.
Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифа регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания от 18 декабря 2014 г.
Из материалов тарифного дела усматривается, что при утверждении тарифа ООО "СВР" органом регулирования уменьшены расходы на оплату труда по отдельным статьям расходов (производственный, ремонтный, административный персонал).
Согласно пункту 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Судом установлено, что согласно экспертному заключению по тарифному делу N 316-14в при установлении тарифа на питьевую воду на 2015 год расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, включаемые в необходимую валовую выручку, приняты тарифным органом по результатам анализа представленных обществом штатных расписаний на 2014, 2015 годы расчета на оплату труда, выписки из коллективного договора, Положения об оплате труда работников предприятия, Положения о премировании работников общества, Положения о выплате вознаграждений за общие результаты работы год и отраслевому соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы, с учетом письма общественной организации - общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения от 24 марта 2014 г. N 01/74-в.
В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования и пунктом 17 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 27 декабря 2013 г. N 1746-э, приказом ФСТ России от 26 декабря 2014 г. N 2397-д/8, принимая во внимание положения пунктов 2.3, 2.8.2.1 Отраслевого тарифного соглашения и приложения N 2 к нему, учитывая все предложенные обществом параметры и скорректированные размеры величины нормативной численности работников, тарифный орган исключил предложения по премированию, ввиду не предоставления необходимых документов и отсутствия обоснования расчета сделанного предложения.
Органом по регулированию тарифов принят основной производственный персонал общества в количестве 42 единицы по предложению организации.
Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда в размере 7 458 рублей установлена с 1 января 2015 года согласно отраслевому соглашению.
Численность общехозяйственного персонала принята в количестве 50 ед. против заявленных обществом 51,5 ед.; рабочих автотранспортного цеха принята в количестве 10,25 ед. против предложенных 15,34 ед.; численность персонала лаборатории принята в количестве 5,7 ед. с учетом 1 ед. уборщицы производственных помещений против предложенных обществом 9,87 ед.
В связи с тем, что ООО "СВР" в ходе рассмотрения тарифного дела не представило обоснований применения большего значения нормативной численности, тарифным орган правомерно установил нормативную численность персонала общества согласно нормативной численности, определенной в соответствии с приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 66 "Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства", а также с учетом штатной численности на момент установления тарифа.
Отсутствие экономической обоснованности заявленных обществом расходов на оплату труда послужило основанием для уменьшения расходов на социальные отчисления названных категорий работников общества.
Также согласно экспертному заключению тарифным органом уменьшен размер удельного расхода электроэнергии общества до 0,69 кВтч/м3 по сравнению с предложенным организацией - 1,06 кВтч/м3,
Устанавливая удельный показатель в размере 0,69 кВтч/м, тарифный орган исходил из того, что при введении в эксплуатацию Кадатского водозабора планируемый на 2015 год объем воды, отпущенной из сети, фактически не изменился. Таким образом, оснований для увеличения удельного расхода электроэнергии, а также связанных с ней величин расходов на энергетические ресурсы и холодную воду, у тарифного органа не имелось.
Расчет расходов на электроэнергию обоснованно произведен органом регулирования исходя из фактических понесенных обществом затрат в предыдущем периоде регулирования в соответствии с подпунктом "ж" пункта 22 Основ ценообразования.
По статье "Цеховые расходы транспортного цеха" тарифным органом в расчет необходимой валовой выручки включены расходы организации в размере 4 726,27 тыс. руб. против предложенного обществом 14 335,69 тыс. руб.
Формирование расходов по данной статье произведено тарифным ораном с учетом планируемого количества машино-часов работы автотранспорта по регулируемому виду деятельности, представленного непосредственно ООО "СВР" при установлении тарифа.
Установив осуществление обществом нескольких видов деятельности, в том числе оказание автоуслуг с использованием единого автотранспортного цеха, а также отсутствие раздельного учета по видам деятельности, тарифный орган обоснованно отнес на регулируемый вид деятельности расходы на содержание автотранспортного цеха в размере 24,64% от общих цеховых затрат.
Материалы и запчасти также рассчитаны органом регулирования исходя из планируемого количества машино-часов работы автотранспорта по регулируемому виду деятельности.
По статьям затрат "Реагенты" и "Горюче-смазочные материалы" тарифным органом включены расходы в размере 705,15 тыс. руб. и 1 777,19 тыс. руб.
Затраты по названным статьям определены органом регулирования в соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования с учетом экономически обоснованных объемов потребления и норм расхода сырья, материалов и действующих цен на них.
Уменьшая указанные расходы по сравнению с предложенным обществом, орган регулирования указал на отсутствие доказательств их экономической обоснованности.
Также в связи с экономической необоснованностью уменьшены расходы общества по статье "Расходы на приобретаемую электрическую энергию".
Затраты на электрическую энергию на основное производство и общехозяйственные нужды определенны тарифным органом исходя их расхода электрической энергии и ее плановой цены, согласно пункту 48 Основ ценообразования.
К расходам по статье "Аренда имущества" в размере 18 941,53 тыс. руб. обществом отнесены расходы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным с обществом с ограниченной ответственностью "Центр-Ком" от 16 июля 2007 г. N 6 и от 23 января 2008 г. N 16.
Тарифным органом расходы по указанной статье включены в расчет тарифа в размере 12 732,68 тыс. руб.
Согласно экспертному заключению данные расходы рассчитаны органом регулирования на основании заключенных организацией водоснабжения договоров с учетом индексов потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
По статье "Расходы, связанные с оплатой налогов и сборов" обществом предложено принять расходы в размере 3 469,34 тыс. руб. Согласно пункту 3.7 экспертного заключения расходы по данной статье включены в расчет тарифа в размере 2 012,53 тыс. руб. Уменьшение расходов по данной статье произведено в связи с отсутствием документального подтверждения уплаты налогов в заявленном обществом размере, а также его экономической обоснованности.
По статье "Нормативная прибыль" тарифным органом уменьшен размер нормативной прибыли организации на 3 779.48 тыс. руб. по сравнению с предложенным обществом, поскольку экономическая обоснованность заявленных обществом расходов не подтверждена. Так, в целях обоснования расходов на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами, ООО "СВР" не представлено обоснование сделанного расчета в соотношении с нормами коллективного договора и регулируемым видом деятельности, а в целях обоснования расходов на капитальные вложения обществом не представлена инвестиционная программа, предусмотренная подпунктом "б" пункта 46 Основ ценообразования.
К расходам по статье "Экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошедшем периоде регулирования" в размере 11 848,40 тыс. руб., обществом отнесены, в том числе расходы по оплате за аренду основных фондов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов на услуги водоснабжения в прошлом периоде регулирования (2013 год) в размере 5 659,20 тыс. руб., экономия по электрической энергии, полученная за счет внедрения энергосберегающего оборудования в размере 4 360.80 тыс. руб., что не соответствует критериям, установленным абзацем 21 пункта 2 Основ ценообразования, в силу которого к таким расходам относятся расходы, связанные с незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией на осуществление производственной деятельности в течение предыдущего периода регулирования, изменением законодательства, а также расходы, не учтенные органом регулирования тарифов в предыдущий период регулирования тарифов, но признанные экономически обоснованными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов либо судом.
Также тарифным органом обоснованно исключены экономически необоснованные доходы в размере 9 671,33 тыс. руб., связанные с включением в тариф 2013 года затрат на капитальный ремонт оборудования, фактически не понесенные.
Установив данные обстоятельства, суд первой инстанции посчитал, что тарифный орган обоснованно отказал включить вышеприведенные расходы в тариф на питьевую воду для потребителей ООО "СВР" на 2015 год.
Также суд первой инстанции обоснованно признал верным расчет объема финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы общества на 2015 год, утвержденной приказом комиссии от 18 декабря 2014 г. N 499-В в размере 102 452,19 тыс. руб. на планируемый объем отпуска воду абонентам 3 935,96 тыс. м.
При принятии решения суд апелляционной инстанции исходит из того, что установленные оспариваемым приказом тарифы равны предельным индексам максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год, установленным приказом Федеральной службы по тарифам от 11 октября 2014 г. N 228-э/4, согласно которому в Красноярском крае максимальная величина роста тарифов составляет 100,0% с 1 января по 30 июня 2015 г., а с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 110,6 %.
Установление тарифа в предлагаемом заявителем размере повлечет значительное превышение максимальной величины роста тарифов, что приведет к значительному росту цен на питьевую воду для потребителей этой услуги.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Красноярского краевого суда от 14 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Система водоснабжения региона" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 24 декабря 2015 г. N 53-АПГ15-51
Текст определения официально опубликован не был