Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 47-АПГ15-29
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Макаровой Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 6 мая 2014 г. N 285-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1053-п", по апелляционному представлению прокуратуры Оренбургской области и апелляционной жалобе акционерного общества "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" на решение Оренбургского областного суда от 28 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей акционерного общества "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" Базарова П.Е., Субботина В.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
акционерное общество "Киембаевский горно-обогатительный комбинат "Оренбургские минералы" (далее - АО "Оренбургские минералы") обратилось в Оренбургский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления Правительства Оренбургской области от 6 мая 2014 г. N 285-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1053-п" (далее - постановление от 6 мая 285-п) с момента его издания.
Решением Оренбургского областного суда от 28 августа 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "Оренбургские минералы" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Также в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации обратилась прокуратура Оренбургской области с апелляционным представлением, в котором просила решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение о признании недействующим и не подлежащим применению со дня принятия пункта 2 постановления от 6 мая 2014 г. N 285-п в части, касающейся введения в действие оспариваемого нормативного акта.
Относительно апелляционного представления и апелляционной жалобы Правительство Оренбургской области представило возражение.
В судебное заседание представители Правительства Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Оренбургской области, Администрации муниципального образования Ясненский район Оренбургской области, Губернатора Оренбургской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, возражение на них, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1053-п (далее - постановление от 29 ноября 2013 г. N 1053-п) утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения на территории Оренбургской области.
Согласно приложению N 3 к данному постановлению кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 56:35:0609033:256 установлена в размере 1 699 003,35 руб., земельного участка с кадастровым номером 56:35:0609033:257 - 1 900 636,65 руб., земельного участка с кадастровым номером 56:35:0609033:255 - 3 599 640,00 руб.
Правительством Оренбургской области 6 мая 2014 г. издано постановление N 285-п (далее - постановление от 6 мая 2014 г. N 285-п), которым внесены изменения в приложение N 3 к постановлению от 29 ноября 2013 г. N 1053-п, заменены показатели кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером "56:35:0609033:255" - показатель "3 599 640,00" заменен показателем "138 192 240,00", земельного участка с кадастровым номером "56:35:0609033:256" - показатель "1 699 003,35" заменен показателем "65 225 711,10", земельного участка с кадастровым номером "56:35:0609033:257" - показатель "1 900 636,65" заменен показателем "72 966 528,90".
Данное постановление опубликовано в газете "Оренбуржье" N 70 от 7 мая 2014 г.
В пункте 2 постановления указано, что оно вступает в силу после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2014 г. АО "Оренбургские минералы", являясь арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 56:35:0609033:256 и 56:35:0609033:257, входящих в единое землепользование (земельный участок с кадастровым номером 56:35:0609033:255), на основании договора аренды от 12 июля 1995 г. N 2, заключенного между АО "Оренбургские минералы" и Администрацией МО Ясненский район Оренбургской области, обратилось в Оренбургский областной суд с заявлением о признании указанного постановления недействующим с момента издания.
В обоснование заявленных требований общество, не оспаривая изменение вида разрешенного использования земельных участков, указало, что изменение размера кадастровой стоимости данных земельных участков, внесенное постановлением от 6 мая 2014 г. N 285-п, повлекло за собой увеличение арендной платы. По мнению заявителя, оспариваемое постановление противоречит положениям федерального законодательства, регулирующего правоотношения в сфере оценочной деятельности, а также, нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, регулирующим порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Кроме того, названное постановление Правительства Оренбургской области, в части введения его в действие противоречит статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление, является нормативным правовым актом, принятым Правительством Оренбургской области в пределах его полномочий, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Как указано в судебном решении причиной изменения кадастровой стоимости земельных участков явилось исправление оценщиком - обществом с ограниченной ответственностью "Научно-производственная фирма "Недра", в рамках гарантии по государственному контракту, технической ошибки при определении группы вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 56:35:0609033:256, 56:35:0609033:257, 56:35:0609033:255.
Судебная коллегия при разрешении заявленного административного иска исходит из следующего.
Согласно пунктам "в" и "г" Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктам "в" и "г"" имеется в виду "пунктам "в" и "г" статьи 72"
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре недвижимости).
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьей 28 Закона о государственном кадастре недвижимости к ошибкам в государственном кадастре недвижимости относятся: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Согласно части 4 названной статьи (в редакции, действовавшей в период принятия оспариваемого нормативного правового акта) кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия.
Как усматривается из материалов дела государственная оценка земель в Оренбургской области проводилась в соответствии с Законом об оценочной деятельности и постановлением Правительства Оренбургской области от 14 декабря 2012 г. N 1061-п "О проведении государственной кадастровой оценки земель в 2013 году на территории Оренбургской области". Работы проводились в рамках государственного контракта от 3 июля 2013 г. подрядчиком ООО "Научно-производственная фирма "Недра".
На основании данных, полученных от Администрации Ясненского района Оренбургской области письмом от 16 июля 2013 г. N 01/06-2013 ООО "Научно-производственная фирма "Недра" отнесло спорные земельные участки к 4-ой группе видов разрешенного использования, указанной в пункте 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, утвержденной приказом Росземкадастра от 20 марта 2003 г. N П/49.
Исходя из указанных характеристик, оценщиком рассчитывалась кадастровая стоимость земельных участков, впоследствии утвержденная постановлением Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1053-п.
Новые сведения, содержащие информацию об использовании земельных участков для отвала вскрышных пород фабричных отходов, относящихся к 6-ой группе пункта 2 Методики государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, и влияющие на оценку кадастровой стоимости земельных участков, были представлены Администрацией Ясненского района письмом от 31 января 2014 года, то есть после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на территории Оренбургской области в 2013 году.
Исходя из того, что первоначальная оценка земельных участков произведена оценщиком на основании представленных Администрацией Ясненского района недостоверных данных об объектах оценки, выявленная ошибка не может считаться технической ошибкой, а является кадастровой, поскольку ошибка содержалась в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание положения пункта 4 статьи 28 Закона о государственном кадастре недвижимости, кадастровая ошибка подлежит исправлению в порядке, предусмотренном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости.
Согласно пункту 2.6 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка", утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 г. N 222 в случаях изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
Ошибка при определении группы вида разрешенного использования земельных участков согласно акту обследования выявлена 4 марта 2014 года.
Таким образом, применение измененных показателей кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 56:35:0609033:256, 56:35:0609033:257, 56:35:0609033:255 с 1 января 2014 года является незаконным.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в признании недействующим пункта 2 постановления Правительства Оренбургской области от 6 мая 2014 г. N 285-п.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Оренбургского областного суда от 28 августа 2015 г. отменить в части. Признать недействующим пункт 2 постановления Правительства Оренбургской области от 6 мая 2014 г. N 285-п "О внесении изменений в постановление Правительства Оренбургской области от 29 ноября 2013 г. N 1053-п".
В остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 декабря 2015 г. N 47-АПГ15-29
Текст определения официально опубликован не был