Постановление Верховного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 38-АД15-8
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Джумкова В.И. на постановление заместителя управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 марта 2015 г. N ..., решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 24 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 8 июля 2015 г., вынесенные в отношении ... ОАО "Черепетское хлебоприемное предприятие" Джумкова В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением заместителя управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 марта 2015 г. N ..., оставленным без изменения решением судьи Суворовского районного суда Тульской области от 24 апреля 2015 г. и постановлением заместителя председателя Тульского областного суда от 8 июля 2015 г., ... ОАО "Черепетское хлебоприемное предприятие" Джумков В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Джумков В.И. просит об отмене постановления должностного лица и судебных актов, вынесенных в отношении его по настоящему делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда, специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Открытое общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект ценных бумаг общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые Банком России (пункт 1 статьи 92 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ), далее - Федеральный закон о рынке ценных бумаг).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункт 1 статьи 92 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" имеется в виду "пункт 1 статьи 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 30 названного Федерального закона под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Требования к составу, порядку и срокам обязательного раскрытия акционерными обществами информации установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н (действовавшим на момент совершения административного правонарушения) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 8.3.4 Положения, в случае, если годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества подлежит обязательному аудиту, она раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения.
Согласно пункту 8.3.5 Положения акционерное общество, на которое в соответствии с настоящим Положением не распространяются требования о раскрытии информации в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) годового общего собрания акционеров, на котором был рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, обязано опубликовать на странице в сети Интернет сообщение об утверждении (не утверждении) годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества.
В силу пункта 8.2.5 Положения акционерное общество обязано опубликовать текст годового отчета на странице в сети Интернет в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола (даты истечения срока, установленного законодательством Российской Федерации для составления протокола) общего собрания акционеров, на котором принято решение об утверждении годового отчета акционерного общества.
Как усматривается из материалов дела, 3 февраля 2015 г. в результате обзора и анализа страницы ОАО "Черепетское хлебоприемное предприятие" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://www.edisclosure.ru/portal/company.aspx?id=17753, которая в соответствии с сообщениями в информационном ресурсе, обновляемом в режиме реального времени и предоставляемом информационным агентством (лента новостей), используется обществом для раскрытия информации, предусмотренной Положением, было выявлено нарушение обществом требований пунктов 8.3.4, 8.3.5, 8.2.5 Положения, а именно:
- аудиторское заключение за 2013 год составлено 28 февраля 2014 г., следовательно, текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год в соответствии с пунктом 8.3.4 Положения подлежал опубликованию не позднее 2 дней с указанной даты, однако, размещен обществом на странице 24 июня 2014 г., то есть с нарушением указанного срока;
- протокол годового общего собрания акционеров, на котором рассмотрен вопрос об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности составлен 29 мая 2014 г., следовательно, в соответствии с пунктом 8.3.5 Положения сообщение об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год подлежало опубликованию не позднее 2 дней с указанной даты, однако, опубликовано обществом 24 июня 2014 г., то есть с нарушением установленного срока;
- в соответствии с пунктом 8.2.5 Положения текст годового отчета подлежал опубликованию в срок не позднее 2 дней с даты составления протокола общего собрания акционеров (составлен 29 мая 2014 г.), однако, опубликован обществом 24 июня 2014 г., то есть с нарушением данного срока.
Выявленные нарушения зафиксированы должностным лицом административного органа в акте от 3 февраля 2015 г. N ...
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
17 февраля 2015 г. начальником отдела контроля корпоративных отношений и контроля раскрытия информации (г. Орел) Управления регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу в отношении ... ОАО "Черепетское хлебоприемное предприятие" Джумкова В.И. составлен протокол N ... об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановлением заместителя управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 марта 2015 г. N ... ОАО "Черепетское хлебоприемное предприятие" Джумков В.И. привлечен к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, за нарушение требований пунктов 8.3.5 и 8.2.5 Положения, выразившееся в опубликовании сообщения об утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2013 год и текста годового отчета с нарушением установленного срока.
При этом должностное лицо пришло к обоснованному выводу о том, что за нарушение требований пункта 8.3.4 Положения (опубликование текста годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности с нарушением установленного срока (подлежало опубликованию не позднее 2 дней с даты составления аудиторского заключения за 2013 год, то есть с 28 февраля 2014 г.) ... общества Джумков В.И. не может быть привлечен к административной ответственности ввиду истечения на момент рассмотрения дела установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к административной ответственности.
Факт нарушения ... общества Джумковым В.И. требований пунктов 8.3.5 и 8.2.5 Положения подтверждается актом от 3 февраля 2015 г. N ..., протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела, которым дана оценка по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
Таким образом, ... общества Джумков В.И. обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ... общества Джумкова В.И. квалифицированы по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами указанного Кодекса.
Срок давности и порядок привлечения ... общества Джумкова В.И. к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу, должностным лицом и судебными инстанциями не установлено.
Оснований не согласиться с выводами должностного лица и судебных инстанций не имеется. Они основаны на положениях статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрены в порядке, установленном статьями 30.6, 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу допущено не было, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление заместителя управляющего Отделением по Тульской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу от 18 марта 2015 г. N ... решение судьи Суворовского районного суда Тульской области от 24 апреля 2015 г. и постановление заместителя председателя Тульского областного суда от 8 июля 2015 г., вынесенные в отношении ... ОАО "Черепетское хлебоприемное предприятие" Джумкова В.И. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу Джумкова В.И. - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 38-АД15-8
Текст постановления официально опубликован не был