Постановление Верховного Суда РФ от 23 декабря 2015 г. N 31-АД15-19
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу Никитиной Л.В. на вступившие в законную силу постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 09.12.2014 N ... решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24.02.2015 N ... и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 29.06.2015 N ..., вынесенные в отношении Никитиной Л.В. (далее - Никитина Л.В.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 09.12.2014 N ..., оставленным без изменения решением судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24.02.2015 N ... и постановлением председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 29.06.2015 N ... Никитина Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 30.12-30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Никитина Л.В. просит отменить постановление должностного лица и судебные акты, состоявшиеся в порядке его обжалования, ссылаясь на их незаконность.
Изучение истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы Никитиной Л.В. позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии со статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Никитиной Л.В. к административной ответственности) нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
Казенным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с данным Кодексом. Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Положения, установленные данной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов (пункт 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. N 98н утвержден Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее - Порядок учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета).
В силу пункта 2.1 указанного Порядка (в редакции Приказа Минфина России от 30 ноября 2012 г. N 151н) основанием для постановки на учет органом Федерального казначейства бюджетного обязательства являются Сведения о принятом бюджетном обязательстве, оформленные согласно приложению N 1 к Порядку учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета, предоставленные получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства, в котором открыт соответствующий лицевой счет получателя бюджетных средств, в случае, если обязательство возникло, в частности, из:
государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, сведения о котором подлежат включению в определенный законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд реестр контрактов;
договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о котором не подлежат включению в реестр контрактов.
Сведения об обязательстве представляются в орган Федерального казначейства не позднее шести рабочих дней со дня заключения государственного контракта (договора, соглашения), на основании которого принято бюджетное обязательство.
В соответствии с пунктами 19, 20, 23 Положения об отделе Министерства внутренних дел России по городу Новочебоксарску Чувашской Республики, утвержденного приказом МВД по Чувашской Республике от 31 июля 2011 года N 684, указанный орган является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, имеет лицевые счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, самостоятельный баланс, осуществляет ведение бюджетного учета и предоставления бюджетной отчетности в соответствующие инстанции, иные полномочия в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, 25.11.2014 главным контролером- ревизором отдела финансового контроля и надзора Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике по результатам проведенной плановой ревизии за период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2013 года финансово-хозяйственной деятельности ОМВД России по городу Новочебоксарску Чувашской Республики выявлено нарушение порядка учета бюджетных обязательств, выразившееся в том, что в установленный срок в отдел N 22 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике не представлены сведения о принятом бюджетном обязательстве, возникшем на основании договора от 25.11.2013 N ..., заключенного между ОМВД России по городу Новочебоксарску Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "БЕНЕФИТ" на оказание возмездных услуг по проведению экспертизы, стоимость которых составляет 12 000 рублей.
Данные обстоятельства явились основанием для вынесения руководителем Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике постановления от 09.12.2014 N ... о привлечении ... ОМВД России по городу Новочебоксарску Чувашской Республики Никитиной Л.В. к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С выводами должностного лица согласились судебные инстанции.
Вместе с тем состоявшиеся по делу постановление должностного лица и судебные акты нельзя признать законными.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Судами при рассмотрении настоящего дела установлено, что приказом министра внутренних дел по Чувашской Республике от 23.11.2010 N 1624 Никитина Л.В. назначена на должность ... ОМВД России по городу Новочебоксарску Чувашской Республики.
Согласно материалам дела бюджетное обязательство, сведения о котором подлежали представлению в отдел N 22 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике, возникло на основании упомянутого договора от 25.11.2013 N ... заключенного между ОМВД России по городу Новочебоксарску Чувашской Республики и обществом с ограниченной ответственностью "БЕНЕФИТ".
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета сведения об обязательстве необходимо было представить в отдел N 22 Управления Федерального казначейства по Чувашской Республике не позднее шести рабочих дней с 25.11.2013, то есть со дня заключения названного договора.
В ходе производства по данному делу факт совершения вменяемого административного правонарушения Никитиной Л.В. отрицался (л.д. 66-67) со ссылкой на то, что в указанный период обязанности ... она не исполняла, с 20 ноября по 27 декабря 2013 года была освобождена от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, в том числе в период с 25 ноября по 4 декабря 2013 года находилась на стационарном лечении.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в дело копиями листка освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности от 20.11.2013 N ..., продолжения листка от 09.12.2013 N ... (л.д. 31-32).
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы судьями нижестоящих судебных инстанций опровергнуты не были.
Таким образом, поскольку в период, относящийся к событию административного правонарушения, Никитина Л.В. не исполняла должностные обязанности ... вывод должностного лица и судебных инстанций о наличии в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является необоснованным.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 названного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 09.12.2014 N ... решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24.02.2015 N ... и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 29.06.2015 N ... вынесенные в отношении Никитиной Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене, производство по данному делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
жалобу Никитиной Л.В. удовлетворить.
Постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Чувашской Республике от 09.12.2014 N ... решение судьи Новочебоксарского городского суда Чувашской Республики от 24.02.2015 N ... и постановление председателя Верховного Суда Чувашской Республики от 29.06.2015 N ..., вынесенные в отношении Никитиной Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 23 декабря 2015 г. N 31-АД15-19
Текст постановления официально опубликован не был