Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резолюцией MSC.105(73) от 5 декабря 2000 г. приложение дополнено приложением 12, вступившим в силу 1 июля 2002 г.
Приложение 12
Критерии продольной прочности корпуса судна для нефтяных танкеров
5 июня 2003 г.
1 Общие положения
1.1 Настоящие критерии должны использоваться для оценки продольной прочности корпуса судна, как требуется в 8.1.1.1.
1.2 С тем чтобы продольная прочность судна, которая должна быть оценена, могла быть признана действительной, угловой сварной шов между продольными внутренними элементами и обводами корпуса должен быть в хорошем состоянии для поддержания целостности продольных внутренних элементов в увязке с обводами корпуса.
Резолюцией MSC.144(77) от 5 июня 2003 г. в пункт 2 внесены изменения, вступившие в силу 1 января 2005 г.
2 Оценка продольной прочности
На нефтяных танкерах длиной 130 м и более и возрастом более 10 лет продольная прочность корпуса судна должна оцениваться в соответствии с требованиями настоящего приложения на основе замеренных, восстановленных или усиленных, в зависимости от случая, толщин во время освидетельствования для возобновления Свидетельства о безопасности грузового судна по конструкции или Свидетельства о безопасности грузового судна (освидетельствование для возобновления СБ).
Состояние корпуса судна для оценки продольной прочности должно определяться в соответствии с методами, указанными в дополнении 3.
2.1 Расчет площадей поперечного сечения палубного и днищевого поясков корпуса судна
2.1.1 Площади поперечного сечения палубного пояска (палубный настил и продольные подпалубные балки) и днищевого пояска (наружная днищевая обшивка и продольные днищевые балки) корпуса судна должны рассчитываться с использованием замеренных, восстановленных или усиленных, в зависимости от случая, толщин во время освидетельствования для возобновления СБ.
2.1.2 Если уменьшение площадей поперечного сечения либо палубного, либо днищевого поясков превышает 10% их соответствующей площади, какой она была при постройке (т.е. первоначальная площадь сечения, когда судно было построено), должна приниматься одна из следующих мер:
.1 восстановление или усиление палубного или днищевого поясков, так чтобы фактическая площадь сечения была не менее 90% площади, какой она была при постройке; или
.2 расчет фактического момента сопротивления () поперечного сечения корпуса судна путем применения метода расчета, указанного в дополнении 1, с использованием замеренных, восстановленных или усиленных, в зависимости от случая, толщин во время освидетельствования для возобновления СБ.
2.2 Требования относительно момента сопротивления поперечного сечения корпуса судна
2.2.1 Фактический момент сопротивления поперечного сечения корпуса судна, рассчитанный в соответствии с пунктом 2.1.2.2, должен, в зависимости от случая, удовлетворять одному из следующих положений:
.1 для судов, построенных 1 июля 2002 года или после этой даты, фактические моменты сопротивления () поперечного сечения корпуса судна, рассчитанные в соответствии с требованиями пункта 2.1.2.2, должны быть не менее пределов уменьшения, определенных Администрацией, с учетом рекомендаций, принятых Организацией; или
.2 для судов, построенных до 1 июля 2002 года, фактические моменты сопротивления () поперечного сечения корпуса судна, рассчитанные в соответствии с требованиями пункта 2.1.2.2, должны отвечать критериям минимального момента сопротивления для находящихся в эксплуатации судов, предписанным Администрацией или признанным классификационным обществом, при условии что ни в коем случае величина не должна быть меньше предела уменьшения минимального момента сопротивления , как указано в дополнении 2.
Дополнение 1
Расчет критериев моментов сопротивления поперечного сечения корпуса судна
1 В расчете момента сопротивления поперечного сечения корпуса судна учитывается площадь поперечного сечения всех непрерывных продольных связей.
2 Большие вырезы, т.е. вырезы длиной более 2,5 м или шириной более 1,2 м, а также вырезы в гребенчатом наборе, если применяется гребенчатый сварной шов, всегда должны исключаться из площадей сечений, учитываемых в расчете момента сопротивления сечения корпуса.
3 Меньшие по размерам вырезы (лазы, облегчающие вырезы, единичные вырезы для прохода сварных швов и т.п.) могут не учитываться, при условии что суммарная ширина вырезов и неэффективных участков в одном поперечном сечении уменьшает момент сопротивления корпуса не более чем на 3%, а также при условии что высота облегчающих вырезов, отверстий для протока воды и единичных вырезов в продольных элементах набора не превышает 25% высоты стенки, а высота вырезов для прохода сварных швов составляет не более 75 мм.
4 Неучитываемая суммарная ширина меньших по размеру вырезов в одном поперечном сечении площади днища или палубы, равная (где В - ширина судна, - суммарная ширина больших вырезов), может считаться эквивалентной вышеупомянутому уменьшению момента сопротивления.
5 Неэффективный участок определяется путем проведения двух касательных линий под углом раскрыва 30°.
6 Момент сопротивления сечения корпуса для палубы относится к теоретической палубной линии у борта.
7 Момент сопротивления сечения корпуса для днища относится к основной линии.
8 Непрерывные шахты и продольные комингсы люков включаются в площадь поперечного сечения продольных элементов набора, при условии что они эффективно поддерживаются продольными переборками или высокими балками. В этом случае момент сопротивления сечения корпуса для палубы рассчитывается путем деления момента инерции на следующее расстояние, при условии что оно больше, чем расстояние между нейтральной осью и палубной линией у борта:
,
где:
у - расстояние от нейтральной оси до верхней кромки непрерывной связи;
х - расстояние от верхней кромки непрерывной связи до диаметральной плоскости корпуса;
х и у должны измеряться до точки, которая дает самую большую величину .
9 Продольные связи между несколькими люками рассматриваются путем специальных расчетов.
Дополнение 2
Предел уменьшения минимальной продольной прочности судов, находящихся в эксплуатации
1 Предел уменьшения минимальных моментов сопротивления () поперечного сечения корпуса нефтяных танкеров, находящихся в эксплуатации, определяется по следующей формуле:
(),
где:
L - длина судов. L есть расстояние (в метрах), измеренное на уровне летней грузовой ватерлинии от передней кромки форштевня до задней кромки рудерпоста или центра бал-лера руля, если не имеется рудерпоста. Длина L не должна быть менее 96% и не обязательно должна быть более 97% наибольшей длины, измеренной на уровне летней грузовой ватерлинии. На судах с необычным устройством кормы и носа длина L может рассматриваться особо;
В - наибольшая теоретическая ширина (в метрах);
- теоретический коэффициент общей полноты, определяемый при осадке d по летнюю грузовую ватерлинию, длине L и ширине В. Величина не должна приниматься менее 0,6;
;
; |
|
при ;
|
|
при ; |
|
при ; |
k - коэффициент материала, например:
k = 1,0 для мягкой стали, предел текучести которой составляет 235 и более;
k = 0,78 для стали повышенной прочности, предел текучести которой составляет 315 и более;
k = 0,72 для стали повышенной прочности, предел текучести которой составляет 355 и более.
2 Размеры всех непрерывных продольных связей корпуса судна, обеспечивающих требуемый в пункте 1, выше, момент сопротивления, должны сохраняться в пределах 0,4 L средней части судна. Однако в особых случаях с учетом типа судна, формы корпуса и вариантов загрузки размеры могут быть постепенно уменьшены к концам средней части судна в пределах 0,4 L, принимая во внимание, что указанное уменьшение не приведет к ограничениям при выполнении погрузочно-разгрузочных операций.
3 Однако вышеупомянутый стандарт может быть неприменим к судам необычного типа или конструкции, например к судам с необычными основными пропорциями и/или распределениями нагрузки.
Резолюцией MSC.144(77) от 5 июня 2003 г. приложение дополнено дополнением 3, вступившим в силу 1 января 2005 г.
Дополнение 3
Метод выборочных замеров толщин для оценки продольной прочности и методы ремонта
1 Степень оценки продольной прочности
Продольная прочность должна оцениваться в пределах 0,4L средней части судна для участка длины корпуса судна, где расположены танки, и в пределах 0,5L средней части судна для смежных танков, которые могут простираться за пределы 0,4L средней части судна, при этом танки означают балластные танки и грузовые танки.
2 Метод выборочного замера толщин
2.1 В соответствии с требованиями раздела 2.5 Приложения В поперечные сечения необходимо выбирать так, чтобы замеры толщин могли быть взяты для как можно большего числа различных танков, находящихся в коррозионной среде, например балластных танков, имеющих общую ограничивающую конструкцию с грузовыми танками, оборудованными нагревательными змеевиками, других балластных танков, грузовых танков, которые разрешается заполнять забортной водой, а также других грузовых танков. Балластные танки, имеющие общую ограничивающую конструкцию с грузовыми танками, оборудованными нагревательными змеевиками, и грузовые танки, которые разрешается заполнять забортной водой, должны выбираться, если они имеются.
2.2 Минимальное число поперечных сечений, подлежащих замерам, должно быть в соответствии с приложением 2 к Приложению В. Поперечные сечения необходимо выбирать в местах, в которых предполагаются или обнаружены из предусмотренных в 2.3 замеров листов настила палубы и днищевой обшивки наибольшие снижения толщин и которые должны находиться далеко от районов, имеющих местное восстановление или укрепление.
2.3 Каждый лист настила палубы и/или днищевой обшивки, подлежащий замеру в пределах грузовой зоны в соответствии с требованиями приложения 2, должен быть измерен по меньшей мере в двух местах.
2.4 В пределах 0,1D (где D - теоретическая высота борта) палубы и днища на каждом поперечном сечении, подлежащем замеру в соответствии с требованиями приложения 2, должны быть замерены каждая продольная балка и каждый стрингер на листе рамного шпангоута и полке, и каждый лист должен быть замерен в одной точке между продольными балками.
2.5 Для продольных связей, иных чем указанные в 2.4, которые подлежат замеру на каждом поперечном сечении в соответствии с требованиями приложения 2, каждая продольная балка и каждый стрингер должны быть замерены на листе рамного шпангоута и полке, и каждый лист должен быть замерен по меньшей мере в одной точке по поясу.
2.6 Толщина каждого элемента должна определяться путем усреднения всех замеров, выполненных в районе поперечного сечения каждого элемента.
3 Дополнительные замеры, если продольная прочность недостаточна
3.1 Если обнаружено, что одно или более поперечных сечений не отвечают требованиям к продольной прочности, приведенным в настоящем приложении, количество поперечных сечений для замера толщин должно быть увеличено, так чтобы замеры могли быть выполнены в каждом танке в пределах 0,5L средней части судна. В помещениях танков, которые находятся частично внутри, но простираются за пределы района 0,5L, должны быть выполнены замеры.
3.2 Дополнительные замеры толщин также необходимо выполнять на одном поперечном сечении в носовой части и одном - в кормовой части каждого отремонтированного района в степени, необходимой для того, чтобы убедиться, что районы, смежные с отремонтированным отсеком, также отвечают требованиям Приложения В.
4 Эффективные методы ремонта
4.1 Степень восстановления или подкрепления, выполненных для соответствия настоящему приложению, должна быть в соответствии с 4.2.
4.2 Минимальная непрерывная длина восстановленного или подкрепленного элемента конструкции не должна быть меньше двойного шага балок основного набора в районе. Помимо этого, уменьшение толщины в районе соединения впритык каждого соединяемого элемента в нос и в корму от замененного элемента конструкции (листы, ребра жесткости, стенки балок и фланцы и т.д.) не должно быть в пределах величины существенной коррозии (75% допустимого уменьшения для каждого соответствующего элемента). Если различия в толщинах в соединении впритык превышают 15% наименьшей толщины, должен быть обеспечен конический переходник.
4.3 Другие методы ремонта, включающие установку стыковых планок или модификацию конструктивного элемента, должны быть предметом специального рассмотрения. Установка стыковых планок должна быть ограничена следующими условиями:
.1 восстановление и/или повышение продольной прочности;
.2 уменьшение толщины обшивки палубы или днища, которые должны быть усилены, не должно быть в пределах величины существенной коррозии (75% допустимого уменьшения для обшивки палубы);
.3 установка на одном уровне и размещение, включая концевые части стыковых планок, должны отвечать стандарту, признанному Администрацией;
.4 стыковые планки должны быть непрерывными по всей длине 0,5L средней части судна; и
.5 необходимо использовать непрерывные угловые сварные швы и сварные швы с полным проплавлением для стыковых сварных соединений, а также, в зависимости от ширины стыковых планок, прорезные швы. Применимые процедуры сварки должны быть одобрены Администрацией.
4.4 Существующая конструкция, смежная с замененными поверхностями и в соединении с установленными стыковыми планками и т.д., должна противостоять прилагаемым нагрузкам, с учетом сопротивления короблению и состояния сварных швов между продольными элементами и наружной обшивкой корпуса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.