Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданки Н.В. Ишмуратовой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка Н.В. Ишмуратова оспаривает конституционность следующих норм Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2015 года не применяющегося, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в части, не противоречащей данному Федеральному закону):
пункта 1 статьи 19, в соответствии с которым трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначалась со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости);
пункта 2 данной статьи, который предусматривал, что днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 данного Федерального закона; если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг; к указанному заявлению прилагаются документы, необходимые для установления трудовой пенсии.
По мнению Н.В. Ишмуратовой, оспариваемые законоположения нарушают ее право на пенсионное обеспечение и не соответствуют статьям 7, 21, 39, 45, 46 и 55 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, заявительница просит Конституционный Суд Российской Федерации внести изменения в нормативные правовые акты, определяющие статус Пенсионного фонда Российской Федерации; дать правовую оценку документам Пенсионного фонда Российской Федерации, включая ответы на обращения заявительницы, и решениям судов общей юрисдикции по ее делу, а также направить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и нотариальную контору города Санкт-Петербурга запросы об истребовании документов.
Оспариваемые нормы были применены в деле заявительницы судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Н.В. Ишмуратовой материалы, не находит оснований для принятия ее жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, в том числе сроков, с которых назначаются пенсии, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Оспариваемые Н.В. Ишмуратовой пункты 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (аналогичные положения закреплены частью 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях"), указывая сроки, с которых назначается пенсия, наделяли гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) этого права и способствовали своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 20 февраля 2007 года N 149-О-О, от 21 июня 2011 года N 754-О-О, от 29 сентября 2015 года N 2038-О и др.), а потому не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявительницы.
Определение же момента возникновения права Н.В. Ишмуратовой на досрочную трудовую пенсию по старости, на чем, как следует из представленных материалов, настаивает заявительница, не соглашаясь с решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о назначении пенсии с 11 марта 2011 года, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относится.
Разрешение иных вопросов, поставленных заявительницей в жалобе, Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно в силу статьи 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации и статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ишмуратовой Натальи Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2920-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Ишмуратовой Натальи Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был