Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя B.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, C.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.К. Филимонова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.К. Филимонов оспаривает конституционность части 2 статьи 8 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", согласно которой гражданину, одновременно имеющему право на меры социальной поддержки по данному закону и иным нормативным правовым актам, независимо от оснований, по которым они устанавливаются, предоставляются меры социальной поддержки либо по данному закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина, за исключением граждан, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 года N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов".
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение, как не позволяющее ветеранам труда, являющимся получателями мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", пользоваться мерами социальной поддержки, предусмотренными Законом Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", противоречит утратившему силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", согласно которому при наличии оснований ветераны одновременно могут иметь право на льготы по нескольким статьям названного Федерального закона, а также на льготы, установленные другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, что не соответствует статьям 15 (части 1 и 2), 19 (часть 1), 55 (часть 2) и 76 (части 1, 2 и 5) Конституции Российской Федерации. Кроме того, заявитель выражает несогласие с тем, что суды общей юрисдикции при вынесении решения по его иску о признании недействующим пункта 2 статьи 8 Закона Хабаровского края от 26 января 2005 года N 254 не учли положения Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 года N 695-О.
Оспариваемая норма была применена в деле заявителя судами общей юрисдикции.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
2.1. Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), вместе с тем не устанавливает конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Разрешение этих вопросов отнесено к компетенции законодателя.
С 1 января 2005 года меры социальной поддержки ветеранам труда в соответствии со статьей 22 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Реализуя предоставленные субъектам Российской Федерации полномочия, законодатель Хабаровского края 26 января 2005 года принял Закон Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан", статья 8 которого (в редакции Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 года N 86) содержит правило о том, что гражданину, одновременно имеющему право на меры социальной поддержки по данному закону и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, предоставляются меры социальной поддержки либо по данному закону, либо по иным нормативным правовым актам по выбору гражданина.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал в своих решениях, что правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), как устанавливающее право выбора гражданином наиболее выгодного основания пользования мерами социальной поддержки, не может расцениваться как ущемляющее права граждан.
2.2. Реформируя Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ систему социальной защиты населения, федеральный законодатель предусмотрел замену некоторых видов льгот и компенсаций, ранее предоставлявшихся в натуральной форме, ежемесячной денежной выплатой.
Данная мера социальной поддержки, введенная с 1 января 2005 года, по своей правовой природе является элементом механизма восполнения потерь для граждан, ранее являвшихся получателями льгот и гарантий в натуральной форме, и по своему целевому назначению направлена на сохранение ранее достигнутого уровня их социальной защиты, на предоставление им реальной возможности располагать социальными благами, включая денежные компенсации, в объеме, сопоставимом с объемом ранее предоставлявшейся им социальной защиты в натуральной форме.
Право на получение данной выплаты было предоставлено, в частности, ветеранам, инвалидам, а также гражданам, пострадавшим от воздействия радиации. При этом было установлено правило, согласно которому гражданину, имеющему право на ежемесячную денежную выплату по нескольким основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, она предоставляется по одному основанию по его выбору. В изъятие из данного правила гражданам, подвергшимся воздействию радиации, с учетом специфики их правового статуса и в целях создания им равных условий для реализации права на ежемесячную денежную выплату по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или иным нормативным правовым актом, было предоставлено право на получение ежемесячной денежной выплаты по двум основаниям, одно из которых связано с радиационным воздействием (пункт 2 статьи 23.1 Федерального закона "О ветеранах", часть 3 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Исходя из положений подпункта 24 пункта 2 и пункта 4 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", возлагающих на субъекты Российской Федерации финансовые обязательства по обеспечению социальной поддержки ветеранов труда и исключающих возможность определения федеральными законами объема и порядка осуществления соответствующих расходов из бюджета субъекта Российской Федерации, приведенное правовое регулирование не затрагивает полномочие субъектов Российской Федерации по самостоятельному определению мер социальной поддержки ветеранов труда и условий предоставления этих мер, в том числе в случаях, когда указанные граждане одновременно имеют и статус лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Таким образом, нет оснований полагать, что установленное субъектом Российской Федерации правовое регулирование предоставления мер социальной поддержки повлекло нарушение конституционных прав заявителя.
Проверка же законности и обоснованности решений правоприменительных органов, в том числе с учетом решений Конституционного Суда Российской Федерации, как и оценка соответствия норм законов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, определенным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Александра Кирилловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 3015-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Филимонова Александра Кирилловича на нарушение его конституционных прав частью 2 статьи 8 Закона Хабаровского края "О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан"
Текст Определения официально опубликован не был