Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2989-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Виталия Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина В.В. Чернова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.В. Чернов оспаривает конституционность следующих законоположений:
части 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ), согласно которой положения частей 8-11 данной статьи, а также части второй статьи 43 и пункта "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (в редакции данного Федерального закона) не применяются в отношении судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), пенсионеров из числа указанных лиц и членов их семей;
статьи 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", дополнившей вышеприведенную норму Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ предложением следующего содержания: "При этом пенсионерам из числа указанных лиц при перерасчете размеров пенсии или назначении пенсии с 1 января 2012 года в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинскому званию в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", и процентная надбавка за выслугу лет в размерах, установленных пунктом 1 статьи 44 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и частью 5 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (в редакции данного Федерального закона).".
Как следует из представленных материалов, после выхода в отставку с должности судьи военного суда в 2007 году В.В. Чернову была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I. С 1 января 2012 года размер пенсии был пересмотрен в связи с увеличением денежного довольствия военнослужащих на основании Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и в результате повысился с 23 508 рублей до 27 121 рубля. При этом в составе денежного довольствия наряду с окладом по должности судьи были учтены оклад по воинскому званию "подполковник юстиции", увеличенный после указанной календарной даты с 3 034 рублей до 12 000 рублей, а также ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания в размере 25 процентов при имеющейся у него выслуге 16 лет, ранее составлявшая 50 процентов.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения не соответствуют статьям 19 (часть 1), 39 (часть 2) и 54 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку при перерасчете с 1 января 2012 года пенсий, ранее установленных согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I пребывающим в отставке судьям военных судов, допускают снижение размера надбавки за выслугу лет, учитываемого при определении размера пенсии.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе изменение способа определения размеров тех или иных денежных выплат - при соблюдении конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан - является прерогативой законодателя (постановления от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 ноября 2008 года N 11-П; определения от 11 июля 2002 года N 191-О, от 16 мая 2007 года N 375-О-П и др.).
С 1 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, частью второй статьи 43 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I (в редакции, введенной подпунктом "б" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное частью первой данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера.
При этом с учетом специфики правового статуса судей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и военных судов, прокурорских работников (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации (в том числе военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации), а также пенсионеров из числа указанных лиц частью 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсий правил учета денежного довольствия, предусмотренных частью второй статьи 43 и пунктом "б" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I.
Заявитель полагает, что одновременно с этим часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ исключает также возможность пересмотра размера таких пенсий на основании части 8 данной статьи, при осуществлении которого ежемесячная надбавка за выслугу лет в составе денежного довольствия учитывается в пониженном с 1 января 2012 года размере. Однако, вопреки его утверждению, отказ от пересмотра размеров пенсий, установленных до указанной календарной даты пребывающим в отставке судьям военных судов, означал бы невозможность их повышения за счет увеличения размера оклада по воинскому званию, в совокупности с окладом по должности составляющего оклад месячного денежного содержания, в процентном отношении к которому определяется размер ежемесячной надбавки за выслугу лет (части 2 и 13 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат").
Следовательно, часть 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, действующая во взаимосвязи с пунктом "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-I, предусматривающим пересмотр размеров назначенных по его нормам пенсий одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий, а также частью 1 статьи 5 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", которой закреплено, что в случае уменьшения размеров назначенных названным лицам пенсий в связи с вступлением в силу указанного Федерального закона и Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ за ними сохраняются размеры пенсий, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", направлена на повышение уровня пенсионного обеспечения военных пенсионеров, включая пребывающих в отставке судей военных судов, которым назначена пенсия за выслугу лет на основании названного Закона Российской Федерации, а потому не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.
Оспаривая конституционность части 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, В.В. Чернов, как видно из жалобы, настаивает на том, что пересмотр размеров пенсий, установленных указанной категории военных пенсионеров до 1 января 2012 года, должен осуществляться исходя из денежного довольствия, в составе которого оклад по воинскому званию был бы учтен в размере, определенном в соответствии с Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", а ежемесячная надбавка за выслугу лет - согласно пункту 6 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" в ранее действовавшей редакции, и ссылается при этом на установление, по его мнению, такого регулирования статьей 6 Федерального закона от 4 ноября 2014 года N 342-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в отношении прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
Между тем разрешение данного вопроса, как требующего внесения в законодательство соответствующих изменений, относится к дискреционным полномочиям законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Кроме того, из представленных В.В. Черновым материалов не следует, что оспариваемые положения были применены в его конкретном деле, рассмотрение которого завершено в суде. Следовательно, данная жалоба и в этой части не отвечает критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Виталия Васильевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2989-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Чернова Виталия Васильевича на нарушение его конституционных прав частью 6 статьи 12 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статьей 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был