Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 октября 2015 г. N 03-04-05/62435
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц в случае реструктуризации займа и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии со статьей 1 Кодекса законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Согласно статье 41 Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Реструктуризация займа в сторону уменьшения процентов сама по себе не приводит к возникновению у налогоплательщика экономической выгоды и, соответственно, дохода подлежащего обложению налогом на доходы физических лиц.
Вместе с этим, пунктом 1 статьи 210 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса доходом налогоплательщика признается материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей.
Подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 212 Кодекса установлено, что при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды, указанной в подпункте 1 пункта 1 статьи 212 Кодекса, налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, а для займов, выраженных в иностранной валюте, как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об уплате НДФЛ при реструктуризации займа.
Реструктуризация займа в сторону уменьшения процентов не приводит к возникновению экономической выгоды. Соответственно, не возникает облагаемого дохода.
Однако доходом признается материальная выгода от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами.
Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, исчисленной исходя из 2/3 действующей ставки рефинансирования (на дату фактического получения дохода), над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Для займов, выраженных в иностранной валюте, - как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 29 октября 2015 г. N 03-04-05/62435
Текст письма официально опубликован не был