Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 211-КГ15-31
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Замолоцких В.А. в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе начальника 3 отдела Федерального государственного казённого учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - начальник 3 отдела) на решение 35 гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 23 апреля 2015 г. по заявлению Гнатива В.Б. об оспаривании действий указанного должностного лица, связанных с отказом в предоставлении субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
решением 35 гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 г., оставленным без изменения судом апелляционной инстанции 23 апреля 2015 г., действия начальника 3 отдела, связанные с отказом в предоставлении Гнативу В.Б. жилищной субсидии, признаны незаконными и на должностное лицо возложена обязанность по предоставлению заявителю с членами семьи (всего 3 человека) жилищной субсидии в установленном законом порядке и размере.
Определением судьи Тихоокеанского флотского военного суда от 18 августа 2015 г. в передаче кассационной жалобы начальника 3 отдела для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе должностное лицо, утверждая об отсутствии у заявителя права на получение жилищной субсидии по причине реализации им права на жилище путём предоставления квартиры по избранному месту жительства в собственность бесплатно, просит принятые по делу судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела усматривается, что 16 июня 2014 г. Гнатив В.Б., находящийся на учёте нуждающихся в жилых помещениях, согласился с предоставлением на 4 членов семьи квартиры по установленным нормам по избранному месту жительства в г. Сочи.
17 ноября 2014 г. врио начальника 3 отдела принято решение о предоставлении ему с членами семьи указанной квартиры в собственность бесплатно. В этот же день согласно акту приёма-передачи жилого помещения врио начальника 3 отдела сдал, а Гнатив В.Б. принял данную квартиру.
Однако 9 декабря 2014 г. Гнатив В.Б. обратился к указанному должностному лицу с заявлением, в котором, отказавшись от квартиры, просил предоставить ему жилищную субсидию.
Начальник 3 отдела в удовлетворении заявления отказал.
Полагая, что он имеет право на получение жилищной субсидии вместо обеспечения квартирой в собственность, Гнатив В.Б. оспорил решение должностного лица в судебном порядке.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд пришёл к выводу, что нерегистрация Гнативом В.Б. права собственности на предоставленную ему с членами семьи квартиру позволяет изменить форму обеспечения жильём, несмотря на решение уполномоченного органа о предоставлении этого жилого помещения в собственность бесплатно и фактически состоявшуюся передачу такового заявителю по акту.
С этим согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на положения п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которым отказ военнослужащего от предложенного жилого помещения является основанием для предоставления ему жилищной субсидии.
Такие выводы судов основаны на неправильном толковании и применении закона.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей.
В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 512 утверждены Правила предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Правила).
Согласно п. 1 Правил жилые помещения предоставляются военнослужащим в собственность бесплатно на основании решений федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, или уполномоченных ими органов (организаций).
В соответствии с п. 5 Правил выписки из указанных решений являются основанием для государственной регистрации прекращения права собственности Российской Федерации и права оперативного управления федерального органа либо подведомственного ему учреждения или казенного предприятия и возникновения права собственности военнослужащих (граждан, уволенных с военной службы) и (или) членов их семей на предоставленные жилые помещения.
Кроме того, в силу п. 6 Правил при передаче жилых помещений военнослужащим подписывается акт приёма-передачи жилого помещения в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральными органами.
Во исполнение пп. 4 и 6 Правил приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2011 г. N 1850 утверждены порядок принятия решения о предоставлении жилых помещений в собственность бесплатно (далее - Порядок), а также форма акта приёма-передачи (приложение N 5 к приказу).
Таким образом, жилищным законодательством, к которому в силу положений ст. 5 ЖК РФ относятся Правила, предусмотрено, что решение уполномоченного органа Минобороны России о предоставлении военнослужащему и членам его семьи жилого помещения в собственность бесплатно является актом, из которого возникают в соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности, а факт приёма-передачи жилого помещения фиксируется в установленной форме.
В связи с этим правильным является утверждение в кассационной жалобе о том, что приняв по акту приёма-передачи квартиру в г. Сочи на основании решения врио начальника 3 отдела от 17 ноября 2014 г. о предоставлении жилого помещения в собственность бесплатно, Гнатив В.Б. приобрёл жилищные права и обязанности, а Минобороны России, передав таковую, исполнило имевшееся перед административным истцом обязательство.
Дальнейшие действия (бездействие) Гнатива В.Б., в том числе касающиеся вопроса государственной регистрации права собственности на жилое помещение зависели от его воли. По делу не установлено, что имелись объективные причины, возникшие вследствие действий (бездействия) уполномоченных органов Минобороны России, которые бы препятствовали осуществлению такой регистрации.
Что касается права выбора военнослужащим формы жилищного обеспечения, то оно сохраняется до фактического исполнения Минобороны России возложенной на него законом обязанности по обеспечению военнослужащего жильём.
Применение судом апелляционной инстанции п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является ошибочным.
В соответствии с указанной нормой военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Анализ приведённой нормы показывает, что жилищная субсидия предоставляется тем военнослужащим, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях и отказались от предложенного жилого помещения, которое фактически ими получено не было, либо изменили ранее избранное место жительства.
Кроме того, согласно п. 8 Порядка уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа) в течение трёх рабочих дней после получения военнослужащим (его представителем) выписки из решения и акта приёма-передачи жилого помещения принимает решение о снятии военнослужащего с учёта.
С предложенной квартирой Гнатив В.Б. согласился 16 июня 2014 г., а отказ был заявлен только 9 декабря 2014 г., то есть после её фактического получения 17 ноября и снятия заявителя с учёта нуждающихся в жилых помещениях.
Следовательно, под категории военнослужащих, указанных в п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" он не подпадает.
При таких данных выводы судов о незаконности действий начальника 3 отдела, связанных с отказом в предоставлении заявителю жилищной субсидии, являются ошибочными.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Гнатива В.Б.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение 35 гарнизонного военного суда от 9 февраля 2015 г. и апелляционное определение Тихоокеанского флотского военного суда от 23 апреля 2015 г., принятые по заявлению Гнатива В.Б., отменить и принять по делу новое решение, которым Гнативу В.Б. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 29 декабря 2015 г. N 211-КГ15-31
Текст определения официально опубликован не был