Определение Верховного Суда РФ от 25 января 2016 г. N 307-ЭС15-17308
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Садовый центр" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2015, постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2015 по делу N А13-16406/2014, установил:
Администрация города Вологды (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Садовый центр" (далее - Общество) о взыскании 908 838 руб. 16 коп., в том числе 868 457 руб. 33 коп. задолженности по арендной плате и 40 380 руб. 83 коп. пеней.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 22.01.2015 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2015 решение суда первой инстанции от 22.01.2015 изменено: с Общества в пользу Администрации взыскано 217 903 руб. 44 коп., в том числе 206 642 руб. 47 коп. задолженности по арендной плате и 11 260 руб. 97 коп. пеней.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.09.2015 постановление от 30.04.2015 отменено, решение от 22.01.2015 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, существенное нарушение норм материального и процессуального права, направить дело на новое рассмотрение либо вынести новое решение об удовлетворении исковых требований частично, исходя из приведенного расчета арендной платы.
В обоснование доводов жалобы заявитель указал, что из представленного истцом расчета арендной платы на 2014 следует, что ставка арендной платы составила в 2014 году 6% от кадастровой стоимости земельного участка на основании пункта 2.10 Постановления Правительства Вологодской области от 02.12.2013 N 1239.
Такой размер арендной платы, по мнению заявителя, противоречит требованиям действующего федерального законодательства.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, действующее с 4 августа 2009.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ в действующей редакции размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения размера арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Вологодской области от 2 декабря 2013 N 1239 утверждено Положение об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области.
Согласно пункту 2.2 Положения ставки арендной платы и коэффициенты в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, на территории которых расположены земельные участки.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 Решения Вологодской городской Думы от 19 декабря 2013 N 1947 "Об установлении ставок арендной платы и коэффициентов за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Вологда" и Приложением к указанному решению арендная ставка для расчета арендной платы за земельные участки в кадастровом квартале 35:24:0303001 по пятой группе видов разрешенного использования установлена 1,08.
Согласно подпункту 2 пункта 1.2 Решения Вологодской городской Думы от 19 декабря 2013 N 1947 "Об установлении ставок арендной платы и коэффициентов за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, расположенные на территории муниципального образования "Город Вологда", коэффициент К1, устанавливающий зависимость арендной платы от срока строительства, определен равным 1. Коэффициент, установленный исходя из уровня инфляции на 2014 год равен 1,05.
Арендная плата за 1, 2, 3 кварталы 2014 года должна быть рассчитана, по мнению заявителя, исходя из годового размера арендной платы, равного: 1,08% от кадастровой стоимости земельного участка и составляет согласно его расчету 187624,52 руб. (1,08% х 22060495,6 х 1 х 1,05/4 х 3).
Пунктом 2.10 Положения предусмотрено, что в случае, если объекты недвижимости на предоставленных в аренду земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за неиспользование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка для строительства (за исключением жилищного и индивидуального жилищного), арендная плата за такой земельный участок устанавливается не менее четырехкратного размера земельного налога.
Норма указанного пункта Положения, примененная к расчету арендной платы на 2014 год, противоречит, как полагает заявитель, принципам Постановления Правительства Российской Федерации N 582.
Кроме того, Постановление Правительства Вологодской области от 2 декабря 2013 N 1239 с 1 марта 2015 утратило силу в связи с принятием нового постановления Правительства Вологодской области от 01.12.2014 N 1083 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Вологодской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на территории Вологодской области", указанное постановление не содержит норм о повышенном размере арендной платы в случае превышения трехлетнего срока строительства объектов недвижимости, не относящихся к жилищному строительству.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из судебных актов, на основании Постановления Правительства Вологодской области от 29.04.2008 N 899, Департамент земельных отношений Вологодской области (арендодатель) и Соловьева Галина Николаевна (арендатор) заключили договор аренды от 13.05.2008 N 01-193 (далее - договор аренды) земельного участка площадью 9080 кв. м, с кадастровым номером 35:24:0302001:82, местоположение: примерно в 270 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Вологодская обл., Вологда, Железнодорожная ул., д. 25, для строительства зданий административно- складского назначения, на срок с 29.04.2008 до 29.04.2013 (с учетом дополнительного соглашения от 26.04.2011 N 1).
Договор аренды зарегистрирован в установленном порядке.
Пунктом 5.1 договора аренды установлено, что арендная плата определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Вологодской области, органа местного самоуправления.
Размер арендной платы, сроки внесения, расчетный счет и соответствующие реквизиты для внесения арендной платы могут быть уточнены арендодателем путем направления уточненного расчета в адрес арендатора в следующих случаях: изменения ставок арендной платы в соответствии с действующим законодательством; изменения нормативных правовых актов Российской Федерации, Вологодской области, органа местного самоуправления, определяющих исчисление размера арендной платы, порядок и условия ее внесения (пункт 5.3 договора аренды).
В соответствии с пунктом 5.4 договора арендная плата вносится арендатором ежеквартально не позднее 15 числа второго месяца квартала.
Пунктом 7.1 договора аренды предусмотрена ответственность арендатора за несвоевременное внесение арендной платы в виде пеней в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России с просроченной суммы за каждый день просрочки.
08.11.2011 Соловьева Галина Николаевна (правообладатель) и Общество с ограниченной ответственностью "Садовый центр" заключили соглашение о передаче Обществу прав и обязанностей по договору аренды. Указанное соглашение зарегистрировано в установленном законом порядке.
08.11.2011 Общество уведомило Департамент о том, что оно является новым арендатором по договору аренды на основании вышеуказанного соглашения.
12.09.2014 Департамент направил в адрес Общества уведомление о наличии задолженности по арендной плате о необходимости ее погашения в срок до 18.09.2014.
Невыполнение Обществом указанных требований послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционный суд, изменяя решение суда первой инстанции, указал на отсутствие оснований для взыскания арендной платы в размере четырехкратного размера земельного налога.
При этом апелляционный суд исходил из того, что в спорный период в соответствии с подпунктом "д" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582), установлен предельный размер арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объектов в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации, который составляет 2% их кадастровой стоимости.
Каких-либо санкций в случае превышения сроков строительства в отношении земельных участков, предоставленных для строительства, за исключением жилищного, федеральное законодательство не содержит, в связи с чем применение пункта 2.10 Положения об установлении порядка определения размера арендной платы, порядка и условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области, а также за использование земельных участков, находящихся в собственности Вологодской области, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 2 декабря 2013 N 1239, апелляционный суд признал неправомерным.
ограничений Учитывая данное ограничение, апелляционный суд определил размер подлежащей взысканию задолженности по арендной плате.
Между тем апелляционным судом не учтено следующее.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, плата по договору аренды может устанавливаться или регулироваться уполномоченным на то органом.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшего до 01.03.2015) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
В случае, если по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства, за исключением случаев предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не введен в эксплуатацию построенный на таком земельном участке объект недвижимости, арендная плата за такой земельный участок устанавливается в размере не менее двукратной налоговой ставки земельного налога на соответствующий земельный участок, если иное не установлено земельным законодательством.
В соответствии с действовавшем до 01.03.2015 пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О порядке введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 15 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ установлено, что ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии в соответствии с настоящим пунктом для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается:
в размере не менее двух с половиной процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка;
в размере не менее пяти процентов от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка.
В спорный период порядок определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Вологодской области определялся на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Вологодской области от 02.12.2013 N 1239 (далее - Постановление N 1239), пунктом 2.10 которого предусмотрено, что арендная плата за земельный участок, предоставленный для строительства, если объект не введен в эксплуатацию по истечении трех лет с даты предоставления в аренду земельного участка, составляет не менее четырехкратного размера земельного налога.
Суд округа правомерно признал ошибочным вывод апелляционного суда о том, что размер арендной платы подлежал определению по правилам, установленным Постановлением N 582 для федеральных земель.
Постановление N 582 подлежит применению в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, а также земель федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности в части утвержденных этим Постановлением основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Утвержденные этим Постановлением Правила определения размера арендной платы подлежат применению только к земельным участкам, находящимся в собственности Российской Федерации, их действие не распространяется на отношения, связанные с использованием земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена.
Судами первой и кассационной инстанций округа учтена правовая позиция изложенная в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2014 N 22-АПГ14-4, от 13.05.2015 N 306-ЭС14-6558 и от 27.08.2015 N 303-ЭС15-7877.
Установив наличие у ответчика в спорный период долг по арендной плате, размер которой определен истцом на основании Постановления N 1239, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования Администрации в полном объеме.
Доводы заявителя не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью "Садовый центр" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 25 января 2016 г. N 307-ЭС15-17308 по делу N А13-16406/2014
Текст определения официально опубликован не был