Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2016 г. N 306-ЭС15-18599
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е.,
изучив кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2015 по делу N А65-26716/2014, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2015 по тому же делу
по иску федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (г. Екатеринбург)
к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (г. Казань), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (г. Казань)
об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности в отношении объектов: здания детского сада 2/34, кадастровый N 16:50:070405:0003, общая площадь 405,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 6, в/г N 2; здания детского сада 2/34, инв. N 92:401:002:000027930, общая площадь 482,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, 37, в/г N 45,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва), установил:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 04.03.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2015, федеральному государственному казенному учреждению "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России) отказано в удовлетворении требований к муниципальному казенному учреждению "Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - комитет), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (далее - Управление Росреестра) об обязании зарегистрировать право муниципальной собственности в отношении объектов: здания детского сада 2/34, кадастровый N 16:50:070405:0003, общая площадь 405,4 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Оренбургский тракт, 6, в/г N 2; здания детского сада 2/34, инв. N 92:401:002:000027930, общая площадь 482,6 кв. м, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Гвардейская, 37, в/г N 45.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2015 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационных жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Изучив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд пришел к выводу, что они не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Судами установлено, что приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации от 03.04.2013 N 250 принято решение о передаче вышеуказанных объектов недвижимого имущества в собственность муниципального образования города Казани.
Ссылаясь на уклонение комитета от фактического принятия спорных объектов, ФГКУ "Приволжско-Уральское ТУИО" Минобороны России обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с абзацем 39 пункта 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), порядок безвозмездной передачи в собственность субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга либо муниципальную собственность зданий, сооружений, объектов, строительство которых не завершено, земельных участков, находящихся в границах военных городков, а также в границах земельных участков, используемых для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции в области обороны страны и безопасности государства, в случае, если на этих земельных участках находятся объекты (в том числе объекты, строительство которых не завершено), в которых расположены жилые помещения указанных войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, устанавливается федеральным законом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ "О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 423-ФЗ), если отпала необходимость в военном недвижимом имуществе для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, такое имущество подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность.
Разрешая спор, суды исходили из того, что положения Закона N 423-ФЗ подлежат применению с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2006 N 8-П и Определении от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которой, положения части 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий. Необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления. Согласование позиций органов власти должно осуществляться с учетом состава и назначения имущества, обеспечивать баланс интересов всех сторон правоотношения.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что решение о передаче в муниципальную собственность города Казани зданий детских садов не соответствует требованиям пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.2011 N 423-ФЗ, поскольку не содержит сведений о земельных участках, занятых данными объектами недвижимости и подлежащих передаче в муниципальную собственность одновременно с передачей зданий, и принимая во внимание возражение органа местного самоуправления против передачи спорного имущества в муниципальную собственность, основанные в том числе на том, что здание по ул. Гвардейской, 37 в г. Казани не может быть использовано органом местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения муниципального района в области обеспечения дошкольного образования, в связи с фактическим использованием его под общежитие, суды посчитали недоказанной возможность фактического использования этого имущества как наиболее эффективного в социально- экономическом плане для решения вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах суды отказали учреждению в удовлетворении заявленных к комитету требований.
Ввиду отсутствия оснований для принятия спорных объектов в муниципальную собственность, суды указали на отсутствие оснований для осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на них, в связи с чем отказали в удовлетворении требований к Управлению Росреестра.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Иное толкование заявителем положений закона не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, государственная пошлина в размере 3 000 руб., с учетом положений статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 333.21, 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист подлежит выдаче Арбитражным судом Республики Татарстан.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
отказать в передаче кассационной жалобы федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Взыскать с федерального государственного казенного учреждения "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации в доход федерального бюджета государственную пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Поручить Арбитражному суду Республики Татарстан выдать исполнительный лист.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 29 января 2016 г. N 306-ЭС15-18599 по делу N А65-26716/2014
Текст определения официально опубликован не был