Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к протоколу N 12 заседания рабочей группы
по мониторингу вопросов применения
Временного порядка подачи документов
в арбитражные суды Российской Федерации
в электронном виде
Итоги обсуждения вопросов, замечаний и предложений, поступивших по результатам применения Временного порядка подачи документов в арбитражные суды Российской Федерации в электронном виде, а также вопросов применения главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
N |
Содержание вопроса, замечания, предложения |
Решение |
1 |
В настоящее время возможность подать документы в арбитражный суд апелляционной инстанции через сервис "Мой Арбитр" связана с наличием в "Картотеке арбитражных дел" информации о поданной апелляционной жалобе. В случае, если выгрузка информации о поданной апелляционной жалобе по технической причине не произошла, возможность подать документы в электронном виде (в том числе с целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения) в арбитражный суд апелляционной инстанции будет отсутствовать. Таким образом, лицо, желающее устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления апелляционной жалобы без движения, ограничено в возможности подать документы в электронном виде.
В практике арбитражных судов возникают ситуации, когда апелляционная жалоба подается через суд первой инстанции, и от момента поступления до момента ее регистрации в системе автоматизации судопроизводства апелляционного суда проходит некоторое время. Стороны в данный период времени ограничены в возможности подавать дополнительные документы напрямую в суд апелляционной инстанции. |
Возможность подавать документы (в том числе с целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления апелляционной жалобы без движения) в электронном виде с помощью сервиса "Мой Арбитр" в суд апелляционной инстанции связана с наличием в "Картотеке арбитражных дел" (КАД) информации о регистрации апелляционной жалобы в суде апелляционной инстанции. Информация о поданной апелляционной жалобе публикуется в КАД после регистрации в системе автоматизации судопроизводства арбитражного суда апелляционной инстанции и выгрузки данных для размещения в КАД.
Ответственными специалистами отдела информатизации суда должны обеспечиваться не реже чем один раз в сутки выгрузка информации о судебных делах и судебных актах и контроль за своевременным размещением данной информации в
|
КАД. Вопрос о возможности и порядке подачи документов как при отсутствии информации об апелляционной жалобе в КАД, так и при отсутствии самого дела (материалов дела) в суде апелляционной инстанции находится в проработке. | ||
2 |
На решение суда первой инстанции поданы апелляционные жалобы лицами, участвующими в деле, и лицами, не привлеченными к участию в деле (ст. 42 АПК РФ). Апелляционный суд принял к производству жалобы первых и возвратил жалобы вторых. Последние подали кассационную жалобу на определение суда апелляционной инстанции через систему "Мой Арбитр". Жалоба зарегистрирована специалистами суда первой инстанции и фактически оставлена без движения (без направления в суд кассационной инстанции) до возвращения материалов дела из апелляционного суда. Попытки указанных лиц подать кассационную жалобу через систему "Мой Арбитр" непосредственно в суд кассационной инстанции и апелляционный суд отклонены (получены соответствующие извещения). В результате для одиннадцати лиц, не привлеченных к участию в деле, право кассационного обжалования определения о возвращении апелляционной жалобы (ст. 264 АПК РФ) является неосуществимым, поскольку допускаемое теоретически удовлетворение их кассационной жалобы после апелляционного рассмотрения дела с учетом последствий, предусмотренных ч. 4 ст. 264 АПК РФ, окажется беспредметным (бесцельным): новое апелляционное рассмотрение дела по доводам жалобы этих лиц невозможно. |
Поставленный вопрос должен быть решен с точки зрения взаимодействия судов всех уровней. С учетом этого обозначенная проблема взята в проработку в целях внесения дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 мая 2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции". |
3 |
Иногда судьи арбитражных судов не представляют в электронном виде решения в установленные сроки для их обжалования (решение не оглашается в установленные сроки в окончательном виде). В таком случае при отправке жалобы в электронном виде невозможно указать, какой судебный акт обжалуется (так как он отсутствует в списке), что препятствует отправлению самой жалобы. При этом срок на обжалование может быть пропущен стороной и его придется восстанавливать. Кроме того, невозможно по сайту определить, когда был размещен судебный акт в электронном виде, в связи с чем сторона впоследствии при восстановлении срока, например, не сможет сослаться на время, когда акт был размещен и стал ей известен. Просьба изменить данное программное решение с целью соблюдения прав сторон арбитражного процесса. |
В соответствии с частью 2 статьи 176 АПК РФ датой принятия решения считается дата изготовления решения в полном объеме, на что отводится пять дней. Судебные акты размещаются в общем доступе (в информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" и "Банк решений арбитражных судов") в течение 24 часов с момента их подписания и передачи из систем автоматизации судопроизводства. Исходя из изложенных правил, заинтересованному лицу в обоснование своей позиции при обжаловании судебного акта в суд вышестоящей инстанции надлежит представить отчет о публикации судебного акта, в котором будет обозначена дата его фактического размещения в информационной системе. |
4 |
02.08.2012 примерно в 11.30 по телефону я обратился в суд для уточнения информации о ходе рассмотрения ходатайства о прекращении производства по делу, так как документы (ходатайство, доверенность и платежное поручение) были направлены через сервис "Мой Арбитр" 20.07.2012 (имеются автоматические подтверждения о принятии). На мое обращение по телефону был получен ответ о том, что необходимо представить в суд оригинал ходатайства и доверенности на представление интересов лица. Возникает вопрос о законности данного требования. |
Арбитражному суду надлежит рассматривать поступившие документы (в данном случае ходатайство, доверенность и платежное поручение) так же, как прочие документы, направляемые в электронном виде в установленном порядке. Как уже неоднократно отмечалось, суд не лишен возможности запросить оригиналы таких документов в ходе рассмотрения дела путем вынесения соответствующего определения, имея в виду соответствующее общее правило, сформулированное в части 6 статьи 71 АПК РФ, части 3 статьи 75 АПК РФ, пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12. |
5 |
Прошу дать разъяснения по следующим вопросам, возникшим в связи с применением Временного порядка. 1. Временным порядком предусмотрено, что апелляционные жалобы в системе "Мой Арбитр" должны подаваться в разделе "Апелляционная жалоба". Пунктом 3 § 1 раздела III установлено, что пользователь указывает наименование подаваемого документа - "апелляционная жалоба". В этом случае апелляционная жалоба отображается в информационной системе подачи документов арбитражного суда апелляционной инстанции в разделе "Ожидающие". В арбитражный суд первой инстанции поступила апелляционная жалоба на судебный акт, принятый по делу о банкротстве, поданная в системе "Мой Арбитр" в разделе "Банкротство", поименованная "Иное заявление, ходатайство или жалоба в порядке ст. 60 Закона о банкротстве". Установив, что документ не соответствует требованиям Временного порядка, специалист группы регистрации арбитражного суда первой инстанции отклонил его с указанием причины: "Наименование файлов не соответствует наименованиям документов и (или) настоящему порядку". В связи с этим при работе с документами, поступающими в системе "Мой Арбитр", возникли следующие вопросы: - правомерно ли специалист группы регистрации отклонил апелляционную жалобу, поданную в ненадлежащем разделе? - если отклонение правомерно, какую причину необходимо указать при отклонении: "Наименование файлов не соответствует наименованиям документов и (или) настоящему порядку" или "Другие причины", в рамках которой возможно более подробно указать заявителю причины отклонения поданного документа. |
В описываемой ситуации ошибка в указании раздела, через который направлялось обращение, фактически повлекла процессуальные последствия. Обусловленное ошибкой заинтересованного лица отклонение подаваемого в электронном виде документа с точки зрения требований Временного порядка и приложения N 2 к нему, которое содержит закрытый перечень причин отказа в приеме документов, является правомерным. В целях исключения подобного рода ситуаций в системе "Электронный страж" для отклонения документов предлагается выбирать вкладку "Другие причины". В настоящее время прорабатываются соответствующие изменения в приложение N 2 ко Временному порядку. |
6 |
Иногда суды отклоняют поданные документы по причине несоответствия наименования файла наименованиям подаваемых документов или порядку подачи документов. У тех, кто принимает / отклоняет указанные документы, имеется возможность детальнее прописать причину непринятия документов. |
Вопрос находится в проработке. |
7 |
Как заполнить письмо, если доверенность находится в материалах дела, на руках ее нет, а документы считаются не поступившими в суд по причине несоблюдения условий? |
В данном случае можно воспользоваться вкладкой "Подача заявлений, ходатайств и других документов" (§ 5 раздела II Временного порядка). |
8 |
В соответствии с разъяснениями на вопрос N 3 приложения к протоколу N 11 заседания рабочей группы по мониторингу вопросов применения Временного порядка арбитражный суд не должен принимать к своему производству документы, поступившие по электронной почте суда. Если же принятие такого документа состоялось, то необходимо уведомить Управление информатизации и связи ВАС РФ. В связи с большим объемом дополнительных документов, поступающих в дела посредством электронной почты суда, просьба уточнить, касается ли данное разъяснение только апелляционных (кассационных) жалоб либо всех документов, поступающих по электронной почте суда. В какой форме надлежит уведомлять Управление информатизации и связи о принятии к производству указанных документов? |
Описываемая ситуация связана с вопросом о возможности подачи документов в электронном виде посредством электронной почты. В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 обращено внимание на то, что документы в электронном виде могут подаваться в арбитражный суд лишь способами, определенными порядком, который утвержден Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации. Таким способом является подача документов через сервис "Электронный страж", которым обеспечивается передача определенной информации о лице, подающем документы. Если же принятие документов, поступивших в суд по электронной почте, все же состоялось, то они также должны быть зарегистрированы. Однако во всех таких случаях необходимо разъяснять заинтересованным лицам надлежащий порядок подачи документов в электронном виде. Управление информатизации и связи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует информировать как о намерении принять документы, поступившие по электронной почте, так и о факте их приема в любой удобной для арбитражного суда форме. Необходимость информирования касается всех случаев поступления документов по электронной почте. |
9 |
Претензии сторон заключаются в следующем. 1. Сегодня подписано определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства. 2. Завтра его текст появится в Картотеке и стороны его прочтут. 3. Завтра или послезавтра мы прикрепим к исковому заявлению поступившие документы (или они автоматически появятся из "Моего Арбитра"), то есть завтра или послезавтра ответчик уже мог бы начать знакомиться и работать с делом. Но он получит код (данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде) только через N дней. Причем, N может порой приближаться к 2 неделям даже при доставке писем по Кировской области, не говоря уже о доставке почты в другие города. А в это время первый 15-дневный срок уже почти закончится_
Разумный вопрос сторон: "Как можно быстро получить код доступа в Картотеку, не дожидаясь его получения по почте?" Может быть, вместо кода можно использовать данные, известные только самой стороне, например паспортные данные руководителя ЮЛ или ИП, или иные сведения. В случае, если в ЕРГЮЛ, ЕГРИП будет в обязательном порядке указываться информация об электронной почте заявителя, либо его телефоне, секретный код можно будет направлять с их помощью. |
Вопрос взят в проработку. Вместе с тем уже сейчас целесообразно предпринимать возможные меры для ускорения получения сторонами необходимой информации, например, предлагая получить копию соответствующего определения лично. В связи с этим судам надлежит выдавать такую копию заинтересованным лицам в любом случае при предъявлении ими паспорта и доверенности. Этот же подход возможно применять и в случаях направления ходатайства о получении кода доступа к материалам дела в электронном виде. В этом случае также требуется направить в электронном виде копию паспорта и копию доверенности. Определение, содержащее код доступа, будет направлено в этом случае в электронном виде на адрес электронной почты заинтересованного лица. |
10 |
Нормами главы 29 "Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства" АПК РФ на арбитражный суд возложена обязанность по размещению на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет искового заявления и других документов (части 1, 4 статьи 228 АПК РФ). Однако в настоящее время в КАД не предусматривается возможность контроля за исполнением указанной обязанности. Будет ли введен в КАД отчет о публикации материалов по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, по аналогии с отчетом о публикации судебных актов? |
Предложение учтено. |
11 |
Согласно абз. 2 п.13 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" при поступлении в арбитражный суд вещественных доказательств по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, в сети Интернет в режиме ограниченного доступа размещаются фотографии таких доказательств. Сейчас в КАД можно загрузить файлы только в формате pdf. Предполагается ли для загрузки таких фотографий расширение числа разрешенных форматов или фотографии придется преобразовывать в pdf? Каким образом требуется размещать в КАД информацию о доказательствах по делу, представляющих собой аудио- или видеозапись? |
Как следует из части 3 статьи 228 АПК РФ в направляемых сторонами по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, документах может содержаться указание в том числе на такие доказательства, как аудио- или видеозапись. В настоящее время доступ к названным доказательствам через сеть Интернет отсутствует. Вместе с тем вопрос о возможности непосредственного размещения аудио- или видеозаписей в числе прочих материалов рассматриваемого дела взят в проработку. Фотографии вещественных доказательств размещаются на сайте наряду с иными документами в установленном порядке (пункт 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 62). Вопрос об обеспечении возможности расширения числа разрешенных форматов для загрузки фотографий находится в проработке. |
12 |
При загрузке документов по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, в КАД иногда возникает следующая ситуация: необходимо прикрепить документ от организации, которая не является стороной в деле (например, справка из адресного бюро, выданная по запросу суда). Однако при размещении необходимо выбрать, от кого поступил данный документ, а в списке присутствуют только стороны по делу. Как быть в данной ситуации?
Юридическое лицо, не являющееся стороной процесса, направляет ответ на запрос суда. Каким образом размещается данная информация в КАД по делам упрощенного производства? |
Для загрузки указанных документов следует воспользоваться вкладкой "Документы по запросу суда". Соответствующие изменения Временного порядка находятся в проработке. |
<< Назад |
||
Содержание Протокол N 12 заседания рабочей группы по мониторингу вопросов применения Временного порядка подачи документов в арбитражные... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.