Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 205-КГ15-44
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Хорняк Г.П., с участием представителя командира войсковой части ... Рычкова А.В. в открытом судебном заседании
рассмотрела административное дело по кассационной жалобе представителя административного ответчика на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 15 апреля 2015 г. по заявлению Мурадханова И.В. об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части ..., связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, а также выступление представителя административного ответчика Рычкова А.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Мурадханов И.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными решение жилищной комиссии от 17 декабря 2014 г. и приказ командира войсковой части ... от 24 декабря 2014 г. о предоставлении жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25 и обязать произвести перерасчет и выплату этой субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375, а также возместить судебные расходы (300 рублей - государственная пошлина, ... рублей - оплата услуг представителя, оформление доверенности - ... рублей).
Решением Новочеркасского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2015 г., оставленным без изменения 15 апреля 2015 г. судом апелляционной инстанции, заявление удовлетворено частично. Признав незаконными оспариваемые действия командира и жилищной комиссии войсковой части ... в части применения поправочного коэффициента 2,25 при расчете размера жилищной субсидии, суд возложил на жилищную комиссию обязанность повторно рассмотреть обращение Мурадханова И.В. о предоставлении жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375. Кроме того, с войсковой части ... в пользу заявителя взысканы судебные расходы, понесенные им в связи с оплатой государственной пошлины в размере ... рублей, ... рублей - оплатой услуг представителя и ... рублей - с оформлением доверенности.
Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 2 октября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя командира и жилищной комиссии воинской части для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель командира войсковой части ..., утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, что не было учтено судами, просит судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что Мурадханов И.В. ввиду увольнения с военной службы в связи с организационно-штанными мероприятиями в феврале 2014 г. обратился к командиру войсковой части ... с заявлением об обеспечении его жилищной субсидией.
Решением жилищной комиссии войсковой части ... от 17 декабря 2014 г. размер жилищной субсидии Мурадханову И.В. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25 исходя из его общей продолжительности военной службы 16 лет 3 месяца. Денежные средства перечислены на лицевой счет заявителя 23 декабря 2014 г.
Приказом командующего войсками Северо-Кавказского регионального командования внутренних войск МВД России от 29 декабря 2014 г. заявитель уволен с военной службы и приказом командира войсковой части 3658 от 30 января 2015 г. исключен из списков личного состава воинской части со 2 февраля 2015 г.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент - 2,375, Мурадханов И.В. оспорил указанное решение жилищной комиссии и приказ командира войсковой части ... о выплате жилищной субсидии в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд исходил из того, что военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно пп. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с пп. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 16 до 20 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Мурадханов И.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Мурадханова И.В.
Руководствуясь ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 4 февраля 2015 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 15 апреля 2015 г., принятые по заявлению Мурадханова И.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Мурадханову И.В. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 19 января 2016 г. N 205-КГ15-44
Текст определения официально опубликован не был