В соответствии с пунктом 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 4, ст. 293; 2014, N 39, ст. 5266), приказываю:
Утвердить прилагаемый профессиональный стандарт "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники".
Министр |
М.А. Топилин |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2016 г.
Регистрационный N 40956
См. справку о профессиональных стандартах
Профессиональный стандарт
Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2016 г. N 3н)
|
744 |
|
Регистрационный номер |
I. Общие сведения
Проектирование детской и образовательной робототехники |
|
29.003 |
(наименование вида профессиональной деятельности) |
|
Код |
Основная цель вида профессиональной деятельности:
Создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач |
Группа занятий:
Руководители подразделений по научным исследованиям и разработкам |
Инженеры в промышленности и на производстве |
||
Инженеры-механики |
Инженеры-электроники |
||
Техники-электроники |
Техники-механики |
||
Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы |
|
|
|
(наименование) |
(код ОКЗ) |
(наименование) |
Отнесение к видам экономической деятельности:
Производство прочих машин и оборудования специального назначения, не включенных в другие группировки |
|
Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие |
|
(наименование вида экономической деятельности) |
II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт
(функциональная карта вида профессиональной деятельности)
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
5 |
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
А/01.5 |
5 |
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
А/02.5 |
||||
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
А/03.5 |
||||
В |
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники |
6 |
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники |
В/01.6 |
6 |
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации |
В/02.6 |
||||
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
В/03.6 |
||||
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
В/04.6 |
||||
С |
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники |
7 |
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
С/01.7 |
7 |
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники |
С/02.7 |
||||
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники |
С/03.7 |
||||
D |
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники |
7 |
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники |
D/01.7 |
7 |
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
D/02.7 |
III. Характеристика обобщенных трудовых функций
3.1. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение процесса проектирования и конструирования узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
А |
Уровень квалификации |
5 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Техник-механик Техник-конструктор Старший техник Старший техник-конструктор |
| |
Требования к образованию и обучению |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена |
Требования к опыту практической работы |
В области проектирования и конструирования изделий робототехники не менее одного года |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
- |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Техники-электроники |
||
Техники-механики |
||
Техники в области физических и технических наук, не входящие в данные группы |
||
- |
||
- |
||
- |
||
Техник |
||
Электроник |
||
Техник-испытатель |
||
Техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами (техник-конструктор- системотехник) |
||
Техник-электрик - наладчик электронного оборудования |
||
Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) |
||
Техническая эксплуатация оборудования для производства электронной техники |
||
Технология машиностроения |
3.1.1. Трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение разработки рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
А/01.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Выполнение рабочих чертежей на разрабатываемые узлы и изделия детской и образовательной робототехники |
Внесение исправлений в техническую документацию по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники в соответствии с решениями, принятыми при рассмотрении и обсуждении выполняемой работы | |
Составление извещений об исправлениях в технической документации по узлам и изделиям детской и образовательной робототехники | |
Систематизация, обработка и подготовка данных для составления отчетов о проделанной работе | |
Необходимые умения |
Применять рекомендуемые нормативные и руководящие материалы на разрабатываемую техническую документацию |
Пользоваться стандартным программным обеспечением при оформлении документации | |
Разрабатывать рабочие чертежи в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов | |
Применять системы автоматизированного проектирования | |
Применять систему предельных отклонений | |
Необходимые знания |
Основные положения нормативных документов, определяющих правила оформления проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации |
Правила и порядок оформления чертежей, отчетов, проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации, принятые в организации | |
Основные принципы организации труда | |
Стандартные программные продукты, используемые при оформлении проектной конструкторской, рабочей и эксплуатационной конструкторской документации | |
Принципы использования специального программного обеспечения | |
Основы черчения и начертательной геометрии | |
Основные типы элементов и конструкций | |
Физические и механические характеристики конструкционных материалов | |
Другие характеристики |
- |
3.1.2. Трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение разработки программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
А/02.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Тестирование программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Оформление технического описания к программному обеспечению изделий детской и образовательной робототехники | |
Оформление сопроводительной документации на разработку программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Применять методики и стратегии тестирования программного обеспечения |
Писать программный код процедуры тестирования | |
Подготавливать и применять тестовые наборы данных | |
Анализировать, интерпретировать и документировать результаты тестирования программного обеспечения | |
Составлять простые схемы технологического процесса обработки информации | |
Составлять алгоритмы решения задач | |
Составлять рабочие инструкции и необходимые пояснения к ним | |
Подготавливать графические схемы с помощью специализированных визуальных редакторов | |
Отображать алгоритмы и процессы с помощью блок-схем | |
Выполнять операции технологического процесса обработки информации | |
Составлять исходящую документацию | |
Осуществлять передачу исходящей документации заказчику | |
Необходимые знания |
Требования к созданию руководства пользователя |
Требования к созданию руководства по эксплуатации программного обеспечения | |
Терминология описания интерфейса пользователя | |
Текстовые и графические редакторы | |
Основы программирования | |
Языки, утилиты и среды программирования и отладки программного обеспечения | |
Технологии создания тестовых наборов данных | |
Методы и средства тестирования программного обеспечения | |
Другие характеристики |
- |
3.1.3. Трудовая функция
Наименование |
Техническое сопровождение испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
А/03.5 |
Уровень (подуровень) квалификации |
5 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Проведение испытаний разрабатываемых электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний |
Проведение испытаний разрабатываемых кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники, в соответствии с программой и методикой испытаний | |
Установление соответствия технических характеристик узлов и изделий детской и образовательной робототехники проектно-конструкторской и эксплуатационной документации | |
Регулировка и наладка электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
Регулировка и наладка кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
Выявление дефектов работы электрических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
Выявление дефектов работы кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
Учет показателей замеченных дефектов работы электрических и кинематических схем, используемых в узлах и изделиях детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Вносить корректировки в проектно-конструкторскую и эксплуатационную документацию по результатам испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники |
Применять при разработке узлов и изделий детской и образовательной робототехники современные технологии изготовления и сборки | |
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов и изделий детской и образовательной робототехники | |
Разрабатывать и использовать программы и методики испытаний узлов и изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые знания |
Основные технические характеристики, особенности кинематических схем и конструкций узлов, налаживаемых и испытываемых систем |
Основы метрологии, стандартизации и сертификации | |
Технические средства сбора, передачи и обработки информации | |
Технико-эксплуатационные характеристики и правила технической эксплуатации изделий робототехники | |
Способы измерения параметров, характеристик и данных режимов работы оборудования | |
Правила пользования измерительными приборами и инструментами, приспособлениями | |
Основные технологические процессы и режимы производства | |
Порядок оформления заявок на оборудование, запасные части, инструмент, материалы и покупные комплектующие изделия | |
Единая система конструкторской документации | |
Распоряжения, приказы, стандарты и решения организации | |
Технические требования заказчика | |
Основные принципы конструкции робототехнических систем | |
Другие характеристики |
- |
3.2. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Проектирование и конструирование изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B |
Уровень квалификации |
6 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Инженер Инженер-конструктор Инженер-конструктор-схемотехник Инженер-программист Инженер-проектировщик |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - бакалавриат |
Требования к опыту практической работы |
Для лиц, не имеющих профильного образования, не менее одного года в области проектирования робототехники |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Инженеры в промышленности и на производстве |
||
Инженеры-механики |
||
Инженеры-электроники |
||
- |
||
- |
Инженер по автоматизации и механизации производственных процессов |
|
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике |
||
Инженер-проектировщик |
||
Инженер-электроник |
||
Инженер электротехнической лаборатории |
||
Прикладная механика |
||
Технологические машины и оборудование |
||
Автоматизация и управление |
||
Инноватика |
3.2.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка схемотехнического решения и проведение расчетов изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B/01.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Разработка электрических схем изделий детской и образовательной робототехники |
Выполнение расчетов электрических цепей аналоговых и цифровых электронных узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
Построение кинематических схем узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
Выполнение кинематических и прочностных расчетов механических узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
Разработка схемотехнической документации изделий детской и образовательной робототехники | |
Расчет режимов работы электрических схем изделий детской и образовательной робототехники | |
Выбор элементной базы для разработки электрических схем изделий детской и образовательной робототехники | |
Расчет надежности разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Анализировать принципы работы и условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники |
Производить анализ практики применения конструкционных материалов, стандартизованных изделий детской и образовательной робототехники | |
Подготавливать исходные данные для систем сбора и обработки информации об изделиях детской и образовательной робототехники | |
Создавать и применять математические модели систем изделий детской и образовательной робототехники | |
Использовать специализированные автоматизированные программы для выполнения кинематических и прочностных расчетов изделий детской и образовательной робототехники | |
Производить построение монтажных и принципиальных схем изделий детской и образовательной робототехники | |
Осуществлять расчет электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем изделий детской и образовательной робототехники | |
Составлять и корректировать технологические и тестовые программы изделий детской и образовательной робототехники | |
Применять методики расчета надежности узлов и агрегатов изделий детской и образовательной робототехники | |
Анализировать конструкторский опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий | |
Подготавливать исходные данные для анализа наработки на отказ систем изделий детской и образовательной робототехники | |
Производить компьютерный анализ собираемости узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
Использовать системы автоматизированного проектирования | |
Использовать базы данных трехмерных моделей | |
Разрабатывать макеты информационных, электромеханических, электрогидравлических, электронных и микропроцессорных модулей мехатронных и робототехнических систем | |
Необходимые знания |
Основы теоретической механики |
Физические и механические характеристики конструкционных материалов | |
Прочностные свойства материалов и прочностные свойства деталей и узлов, связанные с особенностями конструкций | |
Принципы работы и условия эксплуатации проектируемых конструкций | |
Методики кинематических и прочностных расчетов систем | |
Специализированные программные продукты для проведения кинематических и прочностных расчетов | |
Основы схемотехники изделий детской и образовательной робототехники | |
Современная элементная база изделий детской и образовательной робототехники | |
Современные отечественные и зарубежные пакеты программ для решения схемотехнических задач | |
Методы выполнения технических расчетов | |
Законы построения монтажных и принципиальных схем | |
Методики расчета монтажных и принципиальных схем | |
Методики расчета электрических цепей для определения параметров компонентов монтируемых схем | |
Профессиональная терминология на английском языке | |
Основные принципы конструкции робототехнических систем | |
Основы теории надежности | |
Методики расчета на надежность с использованием специального программного обеспечения | |
Другие характеристики |
- |
3.2.2. Трудовая функция
Наименование |
Разработка рабочей проектно-конструкторской и эксплуатационной документации изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями нормативной документации |
Код |
B/02.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Анализ влияния технологических особенностей изготовления на технические характеристики узлов изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка конструкций узлов изделий детской и образовательной робототехники с учетом технологии изготовления и сборки узлов | |
Анализ и уточнение технического задания на изделия детской и образовательной робототехники | |
Согласование технического задания на проектируемую систему изделий детской и образовательной робототехники | |
Определение вариантов структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники | |
Выбор оптимальных алгоритмов управления системой изделий детской и образовательной робототехники | |
Разработка эскизного проекта изделий детской и образовательной робототехники | |
Выбор структурной схемы изделий детской и образовательной робототехники путем сопоставления различных вариантов и их оценки с точки зрения технических и экономических требований | |
Расчет всех необходимых показателей структурной схемы системы изделий детской и образовательной робототехники, в том числе показателей качества | |
Выбор и обоснование схемы вспомогательных устройств изделий детской и образовательной робототехники | |
Анализ возможности внедрения результатов проектирования детской и образовательной робототехники с учетом психофизических особенностей пользователей разного возраста | |
Подготовка технического проекта с учетом технических требований к разрабатываемому изделию детской и образовательной робототехники, экономической целесообразности и предполагаемой технологии его изготовления | |
Технико-экономическое обоснование принятого решения с расчетами себестоимости изделия детской и образовательной робототехники и стоимости его эксплуатации | |
Сравнение изделий детской и образовательной робототехники с аналогами по технико-экономическим характеристикам | |
Разработка рабочей конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники | |
Разработка инструкций по эксплуатации проектируемой детской и образовательной робототехники | |
Разработка дидактических материалов для использования детской и образовательной робототехники в образовательной деятельности | |
Необходимые умения |
Проектировать робототехнические системы изделий детской и образовательной робототехники с использованием систем автоматизированного проектирования |
Использовать методики развития творческих способностей обучающихся средствами проектно-исследовательской и конструкторской деятельности в области детской и образовательной робототехники | |
Применять современные технологии изготовления изделий детской и образовательной робототехники | |
Использовать математические модели при разработке конструкторской документации на изделия детской и образовательной робототехники | |
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления на технические характеристики деталей изделий детской и образовательной робототехники | |
Разрабатывать конструкцию изделия детской и образовательной робототехники в соответствии с требованиями стандартов организации, национальных стандартов и технических регламентов, требованиями заказчика | |
Учитывать при разработке изделий детской и образовательной робототехники результаты маркетинговых исследований | |
Пользоваться справочниками конструктора, технолога | |
Обеспечивать патентную чистоту разрабатываемых изделий детской и образовательной робототехники | |
Выполнять требования системы менеджмента качества | |
Использовать передовой российский и зарубежный опыт разработки и эксплуатации аналогичных изделий | |
Использовать рекомендуемые справочные материалы и сортаменты по покупным изделиям | |
Использовать системы автоматизированного проектирования | |
Применять данные по результатам эксплуатационных испытаний изделий детской и образовательной робототехники | |
Использовать базы данных при конструировании изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые знания |
Национальные и отраслевые стандарты, технические регламенты |
Основы эргономики и инженерной психологии | |
Распоряжения, приказы и решения, стандарты организации | |
Правила, требования и нормы единой системы конструкторской документации | |
Стандарты системы менеджмента качества | |
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным изделиям и покупным изделиям | |
Физические и механические характеристики конструкционных материалов | |
Основы взаимозаменяемости деталей и узлов изделий детской и образовательной робототехники | |
Прочностные свойства материалов | |
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей | |
Типовые конструкции и конструктивные решения изделий детской и образовательной робототехники | |
Принципы работы проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники | |
Условия эксплуатации проектируемых конструкций изделий детской и образовательной робототехники | |
Методики расчета на прочность | |
Особенности проектирования конструкций из композиционных материалов | |
Другие характеристики |
- |
3.2.3. Трудовая функция
Наименование |
Разработка программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B/03.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Формализация и алгоритмизация задач автоматизации управления изделиями детской и образовательной робототехники |
Написание программного кода для изделий детской и образовательной робототехники с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными | |
Проверка и отладка программного кода для изделий детской и образовательной робототехники | |
Проверка работоспособности и рефакторинг кода программного обеспечения для изделия детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Использовать методы и приемы алгоритмизации задач управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники |
Использовать программные продукты для графического отображения алгоритмов | |
Применять стандартные алгоритмы управления робототехническими системами и изделиями детской и образовательной робототехники | |
Применять выбранные языки программирования для написания программного кода для изделий детской и образовательной робототехники | |
Использовать выбранную среду программирования для разработки программного кода изделий детской и образовательной робототехники | |
Использовать возможности имеющейся технической и/или программной архитектуры | |
Применять нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода | |
Применять инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ | |
Выявлять ошибки в программном коде | |
Применять методы и приемы отладки программного кода | |
Интерпретировать сообщения об ошибках, предупреждения, записи технологических журналов | |
Применять современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода | |
Применять программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем | |
Проверять работоспособность программного обеспечения, загруженного в макеты, и опытные образцы образовательных робототехнических систем и изделий детской и образовательной робототехники | |
Применять методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения в изделиях детской и образовательной робототехники | |
Анализировать значения полученных характеристик программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники | |
Документировать результаты проверки работоспособности программного обеспечения, используемого в изделиях детской и образовательной робототехники | |
Необходимые знания |
Методы и приемы формализации и алгоритмизации задач управления робототехническими системами |
Нотации и программные продукты для графического отображения алгоритмов | |
Алгоритмы решения типовых задач управления, области и способы их применения | |
Методология разработки программного обеспечения микропроцессорных систем | |
Архитектура и интерфейс микропроцессоров и микропроцессорных комплектов, микроконтроллеров, одноплатных компьютеров | |
Интерфейс навигационных модулей и беспроводных персональных сетей для микропроцессорных систем | |
Интерфейс сенсорных устройств и датчиков изделий детской и образовательной робототехники | |
Синтаксис и стандартные библиотеки языка ассемблер и кросс-программных средств проектирования программного обеспечения микропроцессорных систем | |
Среды визуального программирования изделий детской и образовательной робототехники | |
Инструментарий для создания и актуализации исходных текстов программ | |
Методы повышения читаемости программного кода | |
Системы кодировки символов, форматы хранения исходных текстов программ | |
Нормативные документы, определяющие требования к оформлению программного кода | |
Методы и приемы отладки программного кода | |
Типы и форматы сообщений об ошибках, предупреждений | |
Современные компиляторы, отладчики и оптимизаторы программного кода | |
Программно-аппаратные средства отладки программного обеспечения микропроцессорных систем, внутрисхемные эмуляторы | |
Методы и средства проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | |
Внутренние нормативные документы, регламентирующие порядок документирования результатов проверки работоспособности программного обеспечения изделий детской и образовательной робототехники | |
Другие характеристики |
- |
3.2.4. Трудовая функция
Наименование |
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Код |
B/04.6 |
Уровень (подуровень) квалификации |
6 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Конструкторское сопровождение изготовления опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники |
Проведение испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Разработка документации по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Внесение корректировки в конструкторскую документацию изделий детской и образовательной робототехники по результатам испытаний | |
Разработка предложений по ликвидации технических отклонений от требований конструкторской документации изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Производить анализ требований по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям |
Осуществлять сборку и наладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники по эскизам и принципиальным схемам | |
Контролировать технологию изготовления и сборки деталей и узлов опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Применять методики проведения измерений при экспериментальных работах | |
Анализировать технологические процессы и разрабатывать предложения по выбору технологий для опытного производства изделий детской и образовательной робототехники | |
Обеспечивать соответствие трехмерных моделей изделий детской и образовательной робототехники требованиям технологичности изготовления и сборки деталей и узлов | |
Производить настройку и отладку опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники с использованием соответствующей контрольно-измерительной аппаратуры | |
Подготавливать программы и методики испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Реализовывать программы испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Анализировать результаты испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Разрабатывать мероприятия по устранению замечаний по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Корректировать конструкторскую документацию и формировать отчеты по результатам испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Учитывать влияние технологических особенностей изготовления в опытном производстве на технические характеристики деталей | |
Составлять заявки на покупные изделия и материалы | |
Работать со специалистами смежных структур | |
Диагностировать измерительные и управляющие системы и комплексы | |
Работать с современными средствами измерения и контроля | |
Необходимые знания |
Основные положения технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
Технология опытного производства и характеристики технологического оборудования | |
Методика проведения измерений в опытном производстве | |
Методы сборки опытных образцов систем по принципиальным схемам | |
Основы методики проведения измерений при экспериментальных работах | |
Технические характеристики оборудования, используемого для испытаний | |
Программы и методики проведения испытаний опытных образцов изделий детской и образовательной робототехники | |
Условия эксплуатации проектируемых изделий детской и образовательной робототехники | |
Справочные материалы и сортаменты по конструкционным материалам, стандартизованным и покупным изделиям | |
Перечни нормализованных элементов узлов и деталей | |
Другие характеристики |
- |
3.3. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Техническое, экономическое и правовое обеспечение работ по проектированию детской и образовательной робототехники |
Код |
C |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Ведущий инженер Главный инженер |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет, магистратура |
Требования к опыту практической работы |
В области проектирования робототехники не менее двух лет |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Инженеры в промышленности и на производстве |
||
Инженеры-механики |
||
Инженеры-электроники |
||
- |
||
- |
||
Инженер по контрольно-измерительным приборам и автоматике |
||
Инженер-проектировщик |
||
Инженер-электроник |
||
Инженер электротехнической лаборатории |
||
Прикладная механика |
||
Технология машиностроения |
||
Автоматизация и управление |
||
Мехатроника и робототехника |
3.3.1. Трудовая функция
Наименование |
Разработка и согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники |
Код |
C/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Изучение и применение опыта ведущих отечественных и зарубежных организаций по достижению технического уровня в сфере проектирования детской и образовательной робототехники |
Определение по требуемым заказчиком функциям изделий детской и образовательной робототехники его основных конструктивных решений и параметров изделия в целом | |
Определение совместно с заказчиком технологических характеристик изделий детской и образовательной робототехники, области и условий применения | |
Обеспечение соблюдения требований международных и национальных стандартов, технических условий, используемых при создании изделий детской и образовательной робототехники | |
Разработка нормативной документации проекта на изделия детской и образовательной робототехники | |
Обеспечение учета возрастных и физиологических особенностей при создании изделий детской и образовательной робототехники | |
Согласование технического задания на изделия детской и образовательной робототехники с внешними структурами (заказчиками, техническими службами и органами надзора) | |
Определение и обеспечение соблюдения требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Формулировать задание на выполнение проектных работ для изготовления изделий детской и образовательной робототехники |
Осуществлять коммуникации с представителями внешних структур по вопросам, связанным с техническим заданием на изделия детской и образовательной робототехники | |
Анализировать правовую документацию в сфере разработки детской продукции | |
Формулировать задачи по соблюдению требований безопасности, надежности и условий эксплуатации изделий детской и образовательной робототехники | |
Определять и анализировать основные возрастные и физиологические особенности пользователей изделий детской и образовательной робототехники | |
Читать и анализировать специальную литературу на английском языке | |
Корректировать техническое задание на проектирование изделий детской и образовательной робототехники в соответствии с изменениями технологического режима | |
Необходимые знания |
Трудовое законодательство Российской Федерации |
Требования охраны труда | |
Стандарты и технические условия, положения и инструкции по эксплуатации оборудования, программам испытаний, оформлению технической документации изделий детской и образовательной робототехники | |
Критерии проверки полноты и достоверности информации по проектированию изделий детской и образовательной робототехники | |
Область и условия применения изделий детской и образовательной робототехники | |
Профессиональная терминология на английском языке | |
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья | |
Принципы конструирования изделий детской и образовательной робототехники | |
Основные методики расчета узлов и деталей изделий детской и образовательной робототехники | |
Технические регламенты и стандарты | |
Другие характеристики |
- |
3.3.2. Трудовая функция
Наименование |
Определение наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений при проектировании детской и образовательной робототехники |
Код |
C/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение проектной стоимости работ при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники |
Выбор оптимальных решений разработки изделий детской и образовательной робототехники на основании проектной стоимости работ | |
Расчет рисков при разработке новых изделий детской и образовательной робототехники | |
Разработка мер, направленных на повышение качества проектных работ, сокращение расхода материальных ресурсов, снижение стоимости их эксплуатации за счет улучшения качества проектных решений, при проектировании детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Осуществлять сбор информации о разработанных проектах и их аналогах в сфере детской и образовательной робототехники для определения стоимости и повышения качества |
Анализировать и структурировать параметры проектов в сфере детской и образовательной робототехники, влияющие на их стоимость и качество | |
Устанавливать технические и правовые параметры, влияющие на стоимость изделий детской и образовательной робототехники | |
Определять методы и подходы для установления стоимости проектов в сфере детской и образовательной робототехники | |
Определять риски, возникающие при разработке изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые знания |
Законодательные и нормативные правовые акты, определяющие направления развития соответствующей отрасли детской индустрии |
Методы финансирования разработок в сфере индустрии детских товаров | |
Система оплаты труда и формы материального стимулирования | |
Порядок заключения и исполнения договоров и контрактов | |
Основы экономики, организация труда, производства и управления | |
Трудовое законодательство Российской Федерации | |
Требования охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты | |
Другие характеристики |
- |
3.3.3. Трудовая функция
Наименование |
Обеспечение прав на инновационные изделия детской и образовательной робототехники |
Код |
C/03.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение задач и видов патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники |
Разработка задания на проведение патентных исследований по проектированию изделий детской и образовательной робототехники | |
Проведение комплекса мероприятий по сертификации изделий для детской и образовательной робототехники | |
Разработка мер по защите интеллектуальной собственности правообладателей в сфере детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Анализировать состояние и тенденции развития рынка детской и образовательной робототехники, сопоставлять результаты исследований и проектных решений с результатами аналогичных работ в отечественной и зарубежной практике |
Производить поиск и систематизацию научно-технической информации в сфере разработки детской и образовательной робототехники | |
Читать специальную литературу на английском языке | |
Готовить документы для патентования и лицензирования научных и технических достижений, регистрации изобретений и рационализаторских предложений | |
Применять данные результатов эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации на изделия детской и образовательной робототехники | |
Подготавливать материалы для получения сертификатов на изделия детской и образовательной робототехники | |
Использовать базы сертификационной документации | |
Осуществлять взаимодействие с российскими, зарубежными организациями и государственными сертификационными органами | |
Обеспечивать защиту прав на объекты интеллектуальной собственности | |
Необходимые знания |
Порядок разработки и оформления технической документации |
Порядок и методы проведения патентных исследований, основы патентоведения | |
Нормативные и методические документы организации, касающиеся объектов и предметов профессиональной деятельности | |
Методы анализа технического уровня объектов техники и технологии | |
Стандарты, технические условия, инструкции по эксплуатации оборудования | |
Методика проведения испытаний для получения сертификата | |
Базы сертификационной документации | |
Результаты эксплуатационных испытаний при разработке сертификационной документации | |
Профессиональная терминология на английском языке | |
Методы и средства защиты интеллектуальной собственности | |
Другие характеристики |
- |
3.4. Обобщенная трудовая функция
Наименование |
Руководство работами по проектированию детской и образовательной робототехники |
Код |
D |
Уровень квалификации |
7 |
Происхождение обобщенной трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Возможные наименования должностей, профессий |
Руководитель проекта Главный инженер проекта |
| |
Требования к образованию и обучению |
Высшее образование - специалитет, магистратура |
Требования к опыту практической работы |
В области проектирования робототехники не менее трех лет |
Особые условия допуска к работе |
- |
Другие характеристики |
Дополнительное профессиональное образование - программы повышения квалификации по профилю деятельности |
Дополнительные характеристики
Наименование документа |
Код |
Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности |
Руководитель подразделений по научным исследованиям и разработкам |
||
- |
||
- |
Начальник лаборатории (бюро) технико-экономических исследований |
|
Главный инженер проекта |
||
Прикладная механика |
||
Технология машиностроения |
||
Автоматизация и управление |
||
Мехатроника и робототехника |
||
Инноватика |
3.4.1. Трудовая функция
Наименование |
Проведение исследований для определения наиболее целесообразных и экономически обоснованных проектных решений в сфере детской и образовательной робототехники |
Код |
D/01.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Определение основных тенденций и перспектив развития индустрии детской и образовательной робототехники |
Управление жизненным циклом изделий детской и образовательной робототехники | |
Организация проведения анализа маркетинговых исследований индустрии детских товаров с целью определения потребности в детской и образовательной робототехнике | |
Организация проведения исследований дидактических задач для создания изделий детской и образовательной робототехники, ориентированных на современные запросы образовательной среды и потребителей | |
Контроль соответствия разработанного проектного решения требованиям, предъявляемым к изделию детской индустрии: обеспечение медицинской и экологической безопасности, эстетичности и культуросообразности, направленности изделия на удовлетворение психоэмоциональных потребностей и развитие способностей, умений и креативности пользователей детской и образовательной робототехники | |
Контроль соответствия разработанного проектного решения физиологии и психологии детей и подростков - основных пользователей детской и образовательной робототехники | |
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с государственной политикой в области индустрии детских товаров, а также с мировыми тенденциями развития детской и образовательной робототехники | |
Организация и проведение исследовательских работ в соответствии с функциональными и эксплуатационными требованиями заказчиков изделий детской и образовательной робототехники | |
Необходимые умения |
Анализировать научно-техническую информацию и документацию по производству детской и образовательной робототехники |
Обобщать отечественный и зарубежный опыт в области разработки детской и образовательной робототехники | |
Производить анализ проектных решений при разработке аналогичных российских и зарубежных проектов | |
Составлять аналитические обзоры и научно-технические отчеты по результатам проведенных исследований в области разработки детской и образовательной робототехники | |
Анализировать результаты маркетинговых исследований в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники, изменять проектные решения в соответствии с данными результатами | |
Внедрять в практику работы проектной команды результаты исследований и инновационных разработок в сфере индустрии детских товаров и детской и образовательной робототехники | |
Читать и анализировать специальную литературу по производству детской и образовательной робототехники на английском языке | |
Учитывать физиологические и психологические особенности детского и подросткового возраста при разработке проекта в сфере детской и образовательной робототехники | |
Необходимые знания |
Основные положения стратегии развития индустрии детских товаров и нормативных документов, разрабатываемых на государственном и федеральном уровне |
Современные требования рынка потребителей детской и образовательной робототехники | |
Основные маркетинговые инструменты | |
Основы дидактики, физиологии и психологии | |
Основные понятия и определения, используемые в современной педагогике | |
Основные требования, предъявляемые к обеспечению безопасности детских товаров | |
Технические регламенты в сфере индустрии детских товаров | |
Политика и цели организации в области качества | |
Базовые принципы бережливого производства | |
Требования системы экологического менеджмента и системы менеджмента производственной безопасности и здоровья | |
Этапы жизненного цикла изделия | |
Другие характеристики |
- |
3.4.2. Трудовая функция
Наименование |
Осуществление общего руководства проектной командой (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Код |
D/02.7 |
Уровень (подуровень) квалификации |
7 |
Происхождение трудовой функции |
Оригинал |
X |
Заимствовано из оригинала |
|
|
|
|
|
Код оригинала |
Регистрационный номер профессионального стандарта |
Трудовые действия |
Создание стратегического плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники |
Создание оперативного плана работы проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Распределение обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Разработка мотивационной модели и показателей эффективности работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Разработка и реализация предложений по вопросу профессионального становления и развития специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Организация обучения/переобучения специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники при внедрении инновационных технологических решений | |
Осуществление контроля деятельности специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Корректировка распределения обязанностей и полномочий специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Анализ и оценка конечных результатов проекта по разработке детской и образовательной робототехники | |
Разработка программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Использование основных теорий мотивации, лидерства и власти- для решения управленческих задач | |
Необходимые умения |
Организовывать и мотивировать деятельность подчиненных, контролировать их деятельность, принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий |
Осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования | |
Определять ключевые цели и задачи деятельности проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) в соответствии с техническим заданием, финансовым положением и конкурентоспособностью | |
Разрабатывать процедуры и методы контроля работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Реализовывать программы организационных изменений, преодолевать локальное сопротивление изменениям | |
Внедрять инновации, перестраивая поведение и методы работы специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники | |
Оценивать готовность специалистов проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники к внедрению изменений и поддержке инициативы коллег по улучшению качества и повышению эффективности работы | |
Оценивать результаты внедрения программы инновационного развития проектной команды (проектно-конструкторского подразделения) по разработке детской и образовательной робототехники, корректировать стратегию инноваций | |
Необходимые знания |
Особенности осуществления проектной деятельности при привлечении специалистов из различных отраслей экономики |
Особенности менеджмента в области проектирования детской и образовательной робототехники | |
Принципы разработки процедуры и методов контроля в условиях профессиональной среды | |
Современные концепции организации операционной деятельности проектной команды | |
Особенности управления инновациями, возможные препятствия при введении новых подходов | |
Происходящие изменения и новые разработки в области проектирования детской и образовательной робототехники в Российской Федерации и на международном уровне | |
Основные принципы современной системы управления качеством | |
Другие характеристики |
- |
IV. Сведения об организациях - разработчиках профессионального стандарта
4.1. Ответственная организация-разработчик
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва | |
Исполнительный директор |
Шошин Евгений Валентинович |
4.2. Наименования организаций-разработчиков
1 |
Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ), город Москва |
2 |
ООО "Агентство по профессионально-общественной аккредитации и независимой оценке квалификаций" (Профаккредагентство), город Москва |
3 |
ООО "НПО "ЭЛТЭК Иркутск", город Иркутск |
4 |
ООО "ОСТ", город Новочеркасск, Ростовская область |
5 |
ООО "Ринел", город Ростов-на-Дону |
6 |
ООО "Русучприбор", город Москва |
7 |
ООО "СПКБ", город Санкт-Петербург |
8 |
ООО "ФЕСТО-РФ", город Москва |
9 |
ФГБОУ ВПО "Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана", город Москва |
*(1) Общероссийский классификатор занятий.
*(2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности.
*(3) Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
*(4) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.
*(5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Разработан профстандарт "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники".
Цель деятельности - создание российской конкурентоспособной детской и образовательной робототехники, ориентированной на выполнение дидактических задач.
Приведено описание трудовых функций. Установлены требования к образованию, обучению, к опыту практической работы. Перечислены возможные наименования должностей.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 января 2016 г. N 3н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по проектированию детской и образовательной робототехники"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 5 февраля 2016 г.
Регистрационный N 40956
Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 10 февраля 2016 г.