Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2010 г. N Д06-1637
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о применении норм правовых актов об оценочной деятельности.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
Обращаем внимание, что постановление Правительства Российской Федерации от 6 июля 2001 г. N 519 "Об утверждении стандартов оценки", на которое ссылаются в обращении, утратило силу с 1 января 2008 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2007 г. N 765 "О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оценочной деятельности". При осуществлении оценочной деятельности в настоящее время следует руководствоваться Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) и федеральными стандартами оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)", "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)", утвержденными приказами Минэкономразвития России от 20 июля 2007 г. NN 254, 255, 256, соответственно.
1. По вопросу об ограничениях и пределах, указанных в статье 11 Закона N 135-ФЗ, и касаются ли они сведений, на которых базировался процесс оценки, сообщаем следующее.
Согласно абзацу 9 статьи 11 Закона N 135-ФЗ в отчете об оценке должны быть указаны ограничения и пределы применения полученного результата. На основании подпункта "б" пункта 17 ФСО N 1 задание на оценку должно содержать предполагаемое использование результатов оценки и связанные с этим ограничения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацу 11 статьи 11 Закона N 135-ФЗ"
Кроме того, в соответствии с абзацем 8 статьи 11 Закона N 135-ФЗ оценщиком в отчете об оценке должны быть указаны принятые при проведении оценки объекта оценки допущения. Также задание на оценку должно содержать допущения и ограничения, на которых основывается оценка (подпункт "з" пункта 17 ФСО N 1).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "абзацем 10 статьи 11 Закона N 135-ФЗ"
Таким образом, обязательное указание в отчете сведений об ограничениях и пределах применения относится к итоговой величине, определенной оценщиком в ходе проведения работ по оценке, и к области ее предполагаемого использования. В свою очередь, допущения и ограничения, использованные оценщиком при проведении оценки, по мнению Департамента, касаются данных и сведений, на которых базировался процесс оценки.
Дополнительно стоит отметить, что в соответствии с пунктом 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности, в том числе и информация по допущениям и ограничениям, на которых основывалась оценка.
2. О законности запрета использования сведений из отчета в ходе судебного процесса путем включения соответствующего ограничительного условия в отчет об оценке сообщаем, что согласно статье 13 Закона N 135-ФЗ в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете, в том числе и в связи с имеющимся иным отчетом об оценке этого же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора или в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность.
Таким образом, включение в отчет об оценке ограничительного условия о запрете использования сведений из отчета в судебном разбирательстве, по мнению Департамента, противоречит законодательству в области оценочной деятельности, в частности статье 13 Закона N 135-ФЗ.
3. По вопросу достоверности сведений об объекте оценки, содержащихся в отчете, пока в судебном разбирательстве не установлено иное, сообщаем следующее.
В соответствии с пунктом 18 ФСО N 1 оценщик осуществляет сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки объекта оценки. Оценщик изучает количественные и качественные характеристики объекта оценки, собирает информацию, существенную для определения стоимости объекта оценки теми подходами и методами, которые на основании суждения оценщика должны быть применены при проведении оценки.
Однако, как отмечалось выше, на основании пункта 19 ФСО N 1 информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Кроме того, оценщик должен провести анализ достаточности и достоверности информации, используя доступные ему для этого средства и методы.
Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки.
Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
На основании статьи 12 Закона N 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Таким образом, по мнению Департамента, сведения, содержащиеся в отчете об оценке, признаются достоверными, пока в судебном порядке не установлено иное.
Одновременно сообщаем, что, исходя из норм законодательства Российской Федерации в области оценочной деятельности, ответственность за сведения, указанные в отчете об оценке, несет оценщик, за исключением случаев, когда в отчете об оценке оценщиком указаны соответствующие допущения и ограничения.
Врио директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 мая 2010 г. N Д06-1637
Текст письма официально опубликован не был