Департамент развития малого и среднего предпринимательства совместно с Департаментом недвижимости и Правовым департаментом Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу приватизации земельных участков, расположенных под объектами недвижимости, находящимися в собственности предприятий г. Волгограда, и в пределах своей компетенции сообщает следующее.
Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, установлено, что Минэкономразвития России не вправе давать разъяснения о применении законодательства Российской Федерации.
Для информации сообщаем, что в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок указанные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2007 г. N 370 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Перечень). Указанным Перечнем предусмотрено представление следующих документов:
- документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя (пункты 1 - 3 Перечня);
- документы, удостоверяющие (устанавливающие) права на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, для подтверждения исключительного права на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 4 Перечня);
- документы, удостоверяющие права на приобретаемый земельный участок - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или копии иных документов, удостоверяющих права (пункт 5 Перечня);
- кадастровый паспорт земельного участка (пункт 6 Перечня);
- копии документов, подтверждающего право приобретения земельного участка на определенном праве и на установленных особых условиях (пункт 7 Перечня).
Отсутствие упоминания в пункте 7 Перечня какого-либо конкретного документа обусловлено многообразием случаев переоформления прав на земельный участок и подтверждающих такие случаи документов, например:
- здания, строения, сооружения находятся в собственности религиозных организаций и имеют религиозное и благотворительное назначение;
- находящиеся в собственности здания, строения, сооружения возведены на месте разрушенных или снесенных либо реконструированных зданий, строений, сооружений, которые были отчуждены из государственной или муниципальной собственности;
- земельные участки с расположенными на них жилыми домами приобретены гражданами Российской Федерации в результате сделок, совершенных до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР";
- и т.п.
Единственной целью пункта 7 Перечня является уточнение условий переоформления прав на земельный участок.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон о введении в действие Земельного кодекса) до 1 января 2012 года продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется:
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
- коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;
- гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.
При приобретении земельных участков гражданами или юридическими лицами - собственниками расположенных на них зданий, строений, сооружений цена на такие земельные участки устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек, и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.
Таким образом, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участках, имеют право приобретать земельные участки в собственность по стоимости, указанной в пункте 1 статьи 2 Закона о введении в действие Земельного кодекса, том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
Кроме того, представляется необходимым отметить, что в соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Таким образом, решение Комитета земельных ресурсов Администрации Волгограда об отказе в приобретении в собственность земельного участка от 06 июля 2010 г. N 12448 может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Заместитель директора |
Н.И. Ларионова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 августа 2010 г. N Д05-2804 "Об оформлении прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности"
Текст письма официально опубликован не был