Департамент инновационного развития и корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел вопросы, изложенные в письме, и сообщает.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности, несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в письме, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. Об определении действительной стоимости при выплате участнику общества его доли в уставном капитале общества в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 8 августа 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью").
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "8 февраля 1998 г."
Статьей 3 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" определены случаи, в которых общество обязано приобрести по требованию участника общества долю в уставном капитале общества, принадлежащую этому участнику, а также установлено обязательство общества выплатить участнику общества действительную стоимость его доли в уставном капитале общества, определенную на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню обращения участника общества с соответствующим требованием, или с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 9 декабря 1999 г. "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" уточняется, что если участник не согласен с размером действительной стоимости его доли, определенным обществом, суд проверяет обоснованность его доводов, а также возражений общества на основании представленных сторонами доказательств, предусмотренных гражданским процессуальным и арбитражным процессуальным законодательством, в том числе заключения проведенной по делу экспертизы.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") при возникновении спора о стоимости объекта оценки проведение оценки является обязательным. При этом, согласно статье 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности" в случае, если в нормативном правовом акте при определении вида стоимости объекта оценки используются термины "действительная стоимость", "разумная стоимость", "эквивалентная стоимость", "реальная стоимость" и другие, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
2. О противоречии принимаемых судебных актов пункту 8 статьи 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью"
Согласно положениям абзаца четвертого пункта 8 статьи 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" общество не вправе выплачивать действительную стоимость доли или части доли в уставном капитале общества либо выдавать в натуре имущество такой же стоимости, если на момент этих выплаты или выдачи имущества в натуре оно отвечает признакам несостоятельности (банкротства) в соответствии с федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) либо в результате этих выплаты или выдачи имущества в натуре указанные признаки появятся у общества.
В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, указанных в обращении, положения, противоречащие пункту 8 статьи 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", отсутствуют. Департамент также не располагает информацией о судебных актах, принятых с нарушением указанного положения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В случае поступления материалов, свидетельствующих о принятия судебных актов в противоречии с положениями пункта 8 статьи 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", Департамент готов дополнительно их рассмотреть и высказать свою позицию.
Одновременно следует отметить, что в случае принятия судебного акта, обязывающего общество выделить долю в уставном капитале общества или выплатить соответствующую компенсацию, такое решение подлежит исполнению в порядке, предусмотренном статьей 23 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". В случае если общество, в отношении которого принят соответствующий судебный акт, отвечает признакам несостоятельности (банкротства) либо в результате выдела доли в уставном капитале общества (выплаты компенсации) станет им отвечать, арбитражный суд по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава - исполнителя может отложить исполнительные действия по исполнительному производству, возбужденному на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом.
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 сентября 2011 г. N Д06-4805 "О предоставлении информации"
Текст письма официально опубликован не был