Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка начисления процентов по кредитному договору после введения наблюдения в ходе дела о банкротстве должника и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления.
Одновременно указанным Положением предусматривается, что Минэкономразвития России обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности, принятие по ним решений и направление ответов заявителям в срок, определенный законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Министерство не вправе давать разъяснения положений, содержащихся в нормативных правовых актах.
В связи с этим Департамент вправе высказать только мнение по поставленному вопросу, которое не является обязательным для применения.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 63 "О текущих платежах по денежным обязательствам в деле о банкротстве" При решении вопроса о квалификации в качестве текущих платежей требований об уплате процентов за пользование денежными средствами, предоставленными должнику по договору займа, кредитному договору либо в качестве коммерческого кредита, судам необходимо иметь в виду, что указанные проценты наряду с подлежащей возврату суммой займа (кредита), на которую они начисляются, образуют сумму задолженности по соответствующему денежному обязательству должника, состав и размер которого, если это обязательство возникло до принятия заявления о признании должника банкротом, определяются по правилам пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности). В этом случае требования об уплате таких процентов не являются текущими платежами.
По смыслу указанной нормы Закона о несостоятельности проценты, подлежащие уплате на сумму займа (кредита) соответственно на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения соответствующей процедуры банкротства, присоединяются к сумме займа (кредита). В реестр требований кредиторов подлежит включению требование об уплате получившейся денежной суммы, размер которой впоследствии не изменяется.
Если требование по денежному обязательству, возникшему до возбуждения дела о банкротстве, заявляется кредитором в ходе процедуры наблюдения, то его размер (включая проценты) определяется на дату введения наблюдения, в том числе в силу пункта 3 статьи 63 Закона о несостоятельности и в случаях, когда срок исполнения обязательства должен был наступить после введения наблюдения.
Требования об уплате процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, вытекающие из денежных обязательств, возникших после принятия заявления о признании должника банкротом, являются текущими платежами.
На основании изложенного, по мнению Департамента, в рамках обязательств, вытекающих из кредитного договора, заключенного должником до принятия арбитражным судом заявления о признании его банкротом, в реестр требований кредиторов включается сумма, которая складывается из размера основной задолженности по кредитному договору и размера процентов, подлежащих уплате на сумму основной задолженности по кредитному договору.
Указанная сумма, подлежащая включению в реестр требований кредиторов должника, определяется на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом или на дату введения одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве, и впоследствии не изменяется.
Пунктом 6 статьи 16 Закона о несостоятельности предусматривается, что требования конкурсных кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер.
Заместитель директора |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 19 ноября 2010 г. N Д06-4155 "О разъяснении положений законодательства о несостоятельности"
Текст письма официально опубликован не был