Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2011 г. N Д06-2590
Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам применения положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, порядка расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в границах населенного пункта, создания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и порядка ее работы, существования практики внесудебного применения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и сообщает следующее.
Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя.
1. В отношении применения положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
Редакцией пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), было установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
Пунктом 2 статьи 3 Федерального закона N 167-ФЗ внесено изменение в положение пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса, в соответствии с которым в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона N 167-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление). Основанием для подачи заявления могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Вместе с тем, пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
На основании изложенного на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ по договорам, заключенным до указанного срока, по мнению Департамента, могут быть оспорены в суде на основании отчетов об оценке их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость таких земельных участков.
2. В отношении порядка расчета кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в границах населенного пункта.
Ввиду отсутствия в обращении уточняющей информации (кадастровый номер) о земельном участке, в отношении которого увеличена кадастровая стоимость, предоставить разъяснения о порядке расчета кадастровой стоимости такого земельного участка, по мнению Департамента, не представляется возможным.
Вместе с тем, согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
Кроме того, в соответствии с пунктом 13 Административного регламента по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 28 июня 2007 г. N 215, разъяснения результатов государственной кадастровой оценки осуществляет Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.
На основании изложенного в целях получения разъяснений о порядке расчета кадастровой стоимости принадлежащего земельного участка, по мнению Департамента, целесообразно обратиться в Управление Росреестра по соответствующему субъекту Российской Федерации.
Дополнительно отмечаем, что использование Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 г. N 39 (далее - Методические указания), предполагает в ряде случаев построение статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости земельных участков) в составе земель населенных пунктов (пункт 2.2.1 Методических указаний).
При этом в соответствии с пунктом 2.2.2 Методических указаний состав факторов стоимости определяется на основе примерного перечня факторов стоимости и анализа информации о рынке недвижимости субъекта Российской Федерации. В состав факторов стоимости должны быть включены факторы стоимости, которые оказывают существенное влияние на стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов. Состав факторов стоимости обосновывается.
3. В отношении создания комиссии и порядка ее работы.
Во исполнение положений Федерального закона N 135-ФЗ Минэкономразвития России приказом от 22 февраля 2011 г. N 69 (далее - приказ N 69) утверждены Типовые требования к порядку создания и работы комиссии (далее - Типовые требования), которые вступят в силу после государственной регистрации и официального опубликования в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На текущий момент указанный приказ Минэкономразвития России проходит процедуру государственной регистрации.
Пунктом 7 Типовых требований установлено, что уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, не позднее даты первого после вступления в силу приказа N 69 внесения результатов определения кадастровой стоимости на территории субъекта Российской Федерации в государственный кадастр недвижимости издает приказ о создании комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 11 Типовых требований заседания комиссии проводятся по мере необходимости рассмотрения поступивших заявлений, но не позднее срока рассмотрения заявления, установленного статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ, который составляет один месяц с даты его поступления.
Статьей 24.19 Федерального закона N 135-ФЗ также предусмотрено, что в случае, если заявление было подано на основании недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, по результатам рассмотрения этого заявления комиссия вправе принять одно из следующих решений:
об отклонении заявления в случае использования достоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости;
о пересмотре кадастровой стоимости в случае использования недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении кадастровой стоимости.
В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете об оценке объекта недвижимости его рыночной стоимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости такого объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
4. В отношении практики внесудебного применения положения пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса.
Законодательством Российской Федерации предусмотрен порядок внесудебного установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости только путем подачи заявления в комиссию с приложением отчета об оценке рыночной стоимости соответствующего земельного участка.
Следует отметить, что комиссии могут быть созданы только после вступления с силу приказа N 69.
Заместитель директора Департамента |
Д.В. Скрипичников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 20 мая 2011 г. N Д06-2590
Текст письма официально опубликован не был