Департамент государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России направляет методические рекомендации по использованию в образовательной деятельности перечня "100 лучших фильмов для школьников" (далее - методические рекомендации).
Просим довести до общеобразовательных организаций, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, информацию о разработанных методических рекомендациях.
Директор |
А.В. Зырянова |
Методические рекомендации
по использованию в образовательной деятельности перечня "100 лучших фильмов для школьников"
Законодательство в сфере образования закрепляет право образовательных организаций на определение содержания образования, выбор учебно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм, методов и приемов работы по реализуемым ими образовательным программам (статья 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ). Эти положения в полной мере относятся к использованию такой формы организации образовательной деятельности, как киноурок, в том числе в рамках сетевой формы реализации образовательных программ (статья 15 Федерального закона N 273-ФЗ).
Перечень "100 лучших фильмов для школьников" (далее - перечень "100 фильмов") создан по инициативе Союза кинематографистов России при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации с целью его использования в образовательной деятельности (приложение).
Министерством культуры Российской Федерации получены права на показ фильмов, включенных в перечень "100 фильмов", в общеобразовательных организациях Российской Федерации, а также на их размещение в свободном бесплатном доступе на портале "Культурное наследие России" www.культура.рф.
При использовании в образовательной деятельности лучших отечественных кинофильмов важно побудить школьников к пониманию и самостоятельной оценке окружающего мира, что должно способствовать не только развитию образного восприятия, но и формированию навыков аналитической работы, критического мышления и соотнесения получаемой художественной информации с научно обоснованным знанием.
ФГОС общего образования предоставляет возможность использования в образовательной деятельности перечня "100 фильмов":
- в рамках изучения учебных предметов (прежде всего литературы, истории, обществознания);
- через факультативные и элективные учебные предметы (в том числе такие, как "Экранизация русской классики", "Шедевры отечественного кинематографа", "Вечные темы в киноискусстве" и др.), в том числе психологической, социальной, этической тематики;
- во внеурочной деятельности учащихся (дискуссионные площадки с просмотром и обсуждением кинофильмов, в том числе на базе школьных библиотек; киноклубы; кружки любителей кино; проектно-исследовательская деятельность [в том числе в области киноискусства и смежных с ним видов искусства]);
- в рамках реализации программы воспитания и социализации учащихся через такие направления, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Формы организации внеурочной деятельности с использованием проекта "100 фильмов" также определяются образовательными организациями самостоятельно с учетом специфики основной образовательной программы школы, ее кадровых, технических и иных возможностей.
В примерных основных образовательных программах начального общего и основного общего образования, включенных в реестр примерных основных образовательных программ (www.fgosreestr.ru), представлены некоторые из возможностей использования киноуроков в образовательной деятельности.
На уровне начального общего образования - как форма реализации:
- гражданско-патриотического воспитания (знакомство с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; содержанием и значением государственных праздников);
- нравственного и духовного воспитания (знакомство с основными правилами поведения в школе, общественных местах; приобретение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательной организации);
- культуротворческого и эстетического воспитания (получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; освоение навыков видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; развитие умения понимать красоту окружающего мира через художественные образы);
- освоение навыков видеть прекрасное в поведении, отношениях и труде людей, развитие умения различать добро и зло, красивое и безобразное, плохое и хорошее, созидательное и разрушительное (через участие в беседах о художественных фильмах);
- экологического воспитания (усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой [в том числе в ходе просмотра учебных фильмов]).
На уровне основного общего образования - при изучении учебных предметов:
- "Изобразительное искусство", ориентированного в том числе на развитие компетенций в области освоения культурного наследия, умения ориентироваться в различных сферах мировой художественной культуры, на формирование у учащихся целостных представлений об исторических традициях и ценностях русской художественной культуры через практическую художественно-творческую деятельность, аналитическое восприятие произведений искусства. Программа по изобразительному искусству включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств, в том числе киноискусства (изобразительная природа экранных искусств; специфика киноизображения: кадр и монтаж; кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме [ритм, свет, цвет, музыка, звук]; документальный, игровой и анимационный фильмы; коллективный процесс творчества в кино [сценарист, режиссер, оператор, художник, актер]; мастера российского кинематографа [С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков]; телевизионное изображение, его особенности и возможности [видеосюжет, репортаж и др.]).
- "История" (изучение истории культуры, в том числе достижения российской культуры Средневековья, Нового времени и XX века, включая великие произведения кино).
Использование видеоматериалов в процессе воспитания и социализации детей и подростков также имеет ряд преимуществ.
Кино в настоящее время обладает высоким мотивационным потенциалом и высокой положительной валентностью для школьников, в том числе для тех из них, кто испытывает сложности в концентрации внимания и усвоении учебного материала на слух. Видеоряд, как правило, длительно удерживает непроизвольное внимание ученика, вовлекая его в предлагаемую тематику. Поскольку использование видеоматериалов в воспитательных и педагогических целях является одним из способов воздействия на высшие психические функции и личность ребенка, кино открывает новые возможности для формирования активного личностного отношения учащегося к предлагаемой тематике, рефлексии и росту самосознания.
Кино, видеоматериалы и работа с ними представляют собой действенные средства воспитательной работы исходя из следующих критериев (принципов), характеризующих подобную форму работы:
Наглядность (данный психологический принцип применительно к киноуроку особенно эффективен, поскольку обеспечивает длительное непроизвольное внимание даже слабомотивированных к учению учащихся, пробуждая их интерес к происходящему на экране и готовность включиться в обсуждение увиденного; видеоряд воздействует на зоны мозга, которые при классических методах обучения обычно не задействуются).
Психологическая безопасность (принцип, при котором все происходящее с киногероями, благодаря механизмам идентификации, проецируется учащимися на себя, вследствие чего происходят социальное научение и рефлексия сходств и различий себя и героя; киноматериал позволяет детям и подросткам определить собственные мировоззренческие позиции в важных жизненных вопросах).
Идентификация (эмоциональное проживание, "соединение" с героями кинофильмов, обеспечивающее уникальную возможность осознать свои особенности и приобрести бесценный личностный опыт, что само по себе создает условия для личностного роста и самораскрытия учеников, а также улучшает психологический климат в классе).
Проблемность (совместное обсуждение и рефлексия киносюжетов, построенных вокруг универсальных общечеловеческих смыслов [любовь, одиночество, мечта, приключения, борьба добра и зла и др.] развивает личностно-мотивационную и ценностно-смысловую сферу учащихся).
Работа на уроке с киноматериалом является также эффективным средством воспитания социально значимых качеств и развития личности и мотивации учащихся.
В процессе приобщения к образцам отечественного киноискусства школьники научатся личностно воспринимать, анализировать, интерпретировать идейно-художественное содержание и других художественных фильмов, что в целом повысит у учащихся степень избирательности при выборе кинопродукции и будет способствовать воспитанию квалифицированного зрителя.
Приложение
Перечень
"100 лучших фильмов для школьников" с учетом возрастных групп и направлений реализации программы воспитания и социализации учащихся в соответствии с ФГОС общего образования
Возрастные группы |
Направления реализации программы воспитания и социализации учащихся |
||
Духовно-нравственное развитие, гражданско-патриотическое, эстетическое воспитание |
Социализация и профессиональная ориентация, трудовое, интеллектуальное воспитание |
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
1-4-е классы |
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946 Айболит-66 - Р. Быков, 1966 Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938 Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959 Белеет парус одинокий - В. Легошин, 1937 Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969 Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968 Броненосец "Потемкин" - С. Эйзенштейн, 1925 В бой идут одни "старики" - Л. Быков, 1973 Веселые ребята - Г. Александров, 1934 Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969 Волга-Волга - Г. Александров, 1938 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э. Климов, 1964 Ёжик в тумане - Ю. Норштейн, 1975 Звезда - А. Иванов, 1949 Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947 Иваново детство - А. Тарковский, 1962 Илья Муромец - А. Птушко, 1956 Королевство кривых зеркал - А. Роу, 1963 Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923 Марья-искусница - А. Роу, 1959 Морозко - А. Роу, 1964 Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966 Новый Гулливер - А. Птушко, 1935 Подвиг разведчика - Б. Барнет, 1947 Семеро смелых - С. Герасимов, 1936 Смелые люди - К. Юдин, 1950 Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934 Чук и Гек - И. Лукинский, 1953 Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961 |
Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946 Айболит-66 - Р. Быков, 1966 Веселые ребята - Г. Александров, 1934 Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969 Волга-Волга - Г. Александров, 1938 Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен - Э. Климов, 1964 Золушка - Н. Кошеверова, М. Шапиров, 1947 Семеро смелых - С. Герасимов, 1936 Смелые люди - К. Юдин, 1950 Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961 |
Айболит-66 - Р. Быков, 1966 Внимание, черепаха! - Р. Быков, 1969 Ёжик в тумане - Ю. Норштейн, 1975 Илья Муромец - А. Птушко, 1956 Марья-искусница - А. Роу, 1959 Семеро смелых - С. Герасимов, 1936 Смелые люди - К. Юдин, 1950 |
5-9-е классы |
А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972 (8-9 кл.) Адмирал Нахимов - В. Пудовкин, 1946 Александр Невский - С. Эйзенштейн, 1938 Баллада о солдате - Г. Чухрай, 1959 Белое солнце пустыни - В. Мотыль, 1969 Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970 (8-9 кл.) Берегись автомобиля - Э. Рязанов, 1966 Бриллиантовая рука - Л. Гайдай, 1968 Броненосец "Потемкин" - С. Эйзенштейн, 1925 В бой идут одни "старики" - Л. Быков, 1973 Веселые ребята - Г. Александров, 1934 Война и мир - С. Бондарчук, 1965-1967 (8-9 кл.) Волга-Волга - Г. Александров, 1938 Восхождение - Л. Шепитько, 1976 (8-9 кл.) Гамлет - Г. Козинцев, 1964 (8-9 кл.) Девять дней одного года - М. Ромм, 1961 Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968 Живые и мертвые - А. Столпер, 1963 (7-9 кл.) Звезда - А. Иванов, 1949 (5-7 кл.) Земля - А. Довженко, 1930 Иван Грозный (1-2 серии) - С. Эйзенштейн, 1944-1946 (8-9 кл.) Иваново детство - А. Тарковский, 1962 (5-7 кл.) Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976 Калина красная - В. Шукшин, 1973 Красные дьяволята - И. Перестиани, 1923 Крылья - Л. Шепитько, 1966 (8-9 кл.) Летят журавли - М. Калатозов, 1957 (8-9 кл.) Мать - В. Пудовкин, 1926 (8-9 кл.) Машенька - Ю. Райзман, 1942 (5-9 кл.) Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977 (8-9 кл.) Молодая гвардия - С. Герасимов, 1948 Монолог - И. Авербах, 1972 (8-9 кл.) Начало - Г. Панфилов, 1970 (8-9 кл.) Не горюй! - Г. Данелия, 1969 (8-9 кл.) Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков - Л. Кулешов, 1924 Неоконченная пьеса для механического пианино - Н. Михалков, 1976 (8-9 кл.) Неуловимые мстители - Э. Кеосаян, 1966 Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966 Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975 (8-9 кл.) Освобождение - Ю. Озеров, 1972 Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 (8-9 кл.) Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8-9 кл.) Пётр Первый - В. Петров, 1937 Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972 Пиковая дама - Я. Протазанов, 1916 (8-9 кл.) Плохой хороший человек - И. Хейфиц, 1973 (8-9 кл.) Подранки - Н. Губенко, 1976 Проверка на дорогах - А. Герман, 1972 (8-9 кл.) Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5-7 кл.) Радуга - М. Донской, 1943 Республика Шкид - Г. Полока, 1966 Семеро смелых - С. Герасимов, 1936 Смелые люди - К. Юдин, 1950 Стенька Разин (Понизовая вольница) - В. Ромашков, 1908 (8-9 кл.) Собачье сердце - В. Бортко, 1988 Судьба человека - С. Бондарчук, 1959 Тихий Дон - С. Герасимов, 1957-1958 (8-9 кл.) Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин, 1987 (8-9 кл.) Чапаев - Г. Васильев, С. Васильев, 1934 Чучело - Р. Быков, 1983 Щит и меч - В. Басов, 1968 Юность Максима - Г. Козинцев, Л. Трауберг, 1934 (5-7 кл.) Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8-9 кл.) Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961 (5-7 кл.) |
Аэлита - Я. Протазанов, 1924 Веселые ребята - Г. Александров, 1934 Волга-Волга - Г. Александров, 1938 Девять дней одного года - М. Ромм, 1961 Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968 Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976 Крылья - Л. Шепитько, 1966 (8-9 кл.) Монолог - И. Авербах, 1972 (8-9 кл.) Начало - Г. Панфилов, 1970 (8-9 кл.) Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8-9 кл.) Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972 Подранки - Н. Губенко, 1976 Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5-7 кл.) Республика Шкид - Г. Полока, 1966 Семеро смелых - С. Герасимов, 1936 Смелые люди - К. Юдин, 1950 Собачье сердце - В. Бортко, 1988 Сто дней после детства - С. Соловьев, 1975 Щит и меч - В. Басов, 1968 Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 (8-9 кл.) Друг мой, Колька! - А. Салтыков, А. Митта, 1961 (5-7 кл.) Человек с киноаппаратом - Д. Вертов, 1929 |
Девять дней одного года - М. Ромм, 1961 Калина красная - В. Шукшин, 1973 Охота на лис - B. Абдрашитов, 1980 (8-9 кл.) Пацаны - Д. Асанова, 1983 (8-9 кл.) Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972 Подранки - Н. Губенко, 1976 Путевка в жизнь - Н. Экк, 1931 (5-7 кл.) Республика Шкид - Г. Полока, 1966 Семеро смелых - C. Герасимов, 1936 Смелые люди - К. Юдин, 1950 Собачье сердце - В. Бортко, 1988 |
10-11-е классы |
А если это любовь? - Ю. Райзман, 1961 А зори здесь тихие - С. Ростоцкий, 1972 Бег - А. Алов, В. Наумов, 1970 Белорусский вокзал - А. Смирнов, 1970 Бесприданница - Я. Протазанов, 1936 В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968 Война и мир - С. Бондарчук, 1965-1967 Восхождение - Л. Шепитько, 1976 Гамлет - Г. Козинцев, 1964 Девять дней одного года - М. Ромм, 1961 Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968 Живые и мертвые - А. Столпер, 1963 Застава Ильича (Мне двадцать лет) - М. Хуциев, 1964 Иван Грозный (1-2 серии) - С. Эйзенштейн Иди и смотри - Э. Климов, 1985 История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж - А. Кончаловский, 1967 Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976 Калина красная - В. Шукшин, 1973 Курьер - К. Шахназаров, 1986 Летят журавли - М. Калатозов, 1957 Маленькая Вера - В. Пичул, 1987 Дядя Ваня - А. Кончаловский, 1977 Дама с собачкой - И. Хейфиц, 1960 Дворянское гнездо - А. Кончаловский, 1969 Месть кинематографического оператора - В. Старевич, 1913 Мечта - М. Ромм, 1941 Монолог - И. Авербах, 1972 Несколько дней из жизни И.И. Обломова - Н. Михалков, 1979 Обыкновенный фашизм - М. Ромм, 1966 Они сражались за Родину - С. Бондарчук, 1975 Охота на лис - В. Абдрашитов, 1980 Пацаны - Д. Асанова, 1983 Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972 Покаяние - Т. Абуладзе, 1984 Республика Шкид - Г. Полока, 1966 Тихий Дон - С. Герасимов, 1957-1958 Утомленные солнцем - Н. Михалков, 1994 Холодное лето пятьдесят третьего - А. Прошкин, 1987 Школьный вальс - П. Любимов, 1978 Щит и меч - В. Басов, 1968 Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966 Собачье сердце - В. Бортко, 1988 |
Андрей Рублев - А. Тарковский, 1966 В огне брода нет - Г. Панфилов, 1968 Девять дней одного года - М. Ромм, 1961 Доживем до понедельника - С. Ростоцкий, 1968 Ключ без права передачи - Д. Асанова, 1976 Пацаны - Д. Асанова, 1983 Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972 Республика Шкид - Г. Полока, 1966 Я шагаю по Москве - Г. Данелия, 1963 Собачье сердце - В. Бортко, 1988 |
Маленькая Вера - В. Пичул, 1987 Республика Шкид - Г. Полока, 1966 Собачье сердце - В. Бортко, 1988 Месть кинематографического оператора - В. Старевич, 1913 Печки-лавочки - В. Шукшин, 1972 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2015 г. N 08-2386 "О направлении методических рекомендаций"
Текст письма опубликован в журнале "Администратор образования", февраль 2016 г., N 3