Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 4
Определения и термины
Медиация - способ разрешения споров мирным путем на основе выработки сторонами спора, добровольно участвующими в процедуре медиации, взаимоприемлемого и жизнеспособного решения при содействии нейтрального и независимого помощника - медиатора. В процессе медиации стороны приходят к соглашению без вынесения третьей стороной решения по спору. Прошедший специальное обучение медиатор лишь содействует сторонам спора в совместной выработке решения, основанного на осознании и реализации их собственных потребностей и интересов. При этом стороны, оставаясь "собственниками" конфликта, являются активными участниками и сохраняют контроль над процессом разрешения спора и содержательной стороной решения.
Школьная медиация - метод, разработанный Научно-методическим центром медиации и права для интеграции медиативных технологий в образовательное пространство. В основе метода лежит авторский подход, разработанный Центром - "медиативный подход", а также в более широком смысле, так называемый "понимающий подход" в медиации.
Медиативный подход - подход, разработанный Научно-методическим центром медиации и права, основанный на принципах медиации, предполагающий владение навыками позитивного осознанного общения, создающими основу для предотвращения и (или) эффективного разрешения споров и конфликтов в повседневных условиях без проведения медиации как полноценной процедуры;
Координатор службы школьной медиации - сотрудник (как правило, им может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, школьный психолог или один из учителей), осуществляющий координацию действий по созданию и организации работы Службы ШМ.
Школьный медиатор - медиатор, прошедший обучение по программе "Школьная медиация. Базовый курс", работающий в образовательном учреждении и помогающий в разрешении возникающих споров, разногласий, конфликтов при помощи метода школьной медиации. Одновременно школьный медиатор обучает учащихся в "группах равных" и занимается информационно-просветительской деятельностью среди коллег и родителей. Школьными медиаторами становятся администраторы образовательного учреждения, учителя, школьные психологи, социальные педагоги и др.
Группы равных - формируются из учащихся, относящихся к одной возрастной категории, с целью обучения основам школьной медиации и овладения навыками медиативного подхода. Участники "групп равных" выступают в роли медиаторов и комедиаторов при разрешении споров между другими учениками - как правило, своими сверстниками, а также между учениками и взрослыми. Кроме того, участники "групп равных" занимаются информационно-просветительской деятельностью, обучая основам медиативного подхода своих сверстников и младших ребят. "Группы равных" считаются одним из наиболее эффективных способов обучения школьников культуре цивилизованного поведения в конфликтных ситуациях, так как учащиеся получают возможность обучаться на примере собственных межличностных конфликтов.
Восстановительное правосудие - способ реагирования на противоправные действия и подход к отправлению правосудия, направленный прежде всего не на наказание виновного путем изоляции его от общества, а на восстановление материального, эмоционально-психологического (морального) и иного ущерба, нанесенного жертве, сообществу и обществу, на осознание и заглаживание вины, восстановление отношений, содействие реабилитации и ресоциализации правонарушителя. Одним из инструментов восстановительного правосудия является особая форма медиации - между потерпевшим и обидчиком (оступившимся).
Восстановительный подход - использование в практической деятельности, в частности в профилактической и коррекционной работе с детьми и подростками, в том числе при разрешении споров и конфликтов и после совершения правонарушений, умений и навыков, направленных на всестороннее восстановление отношение доверия, материального и морального ущерба и др.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.