Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 февраля 2016 г. N 03-08-05/6650
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом об исполнении функции налогового агента сообщает, что на основании пункта 7.7 регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июня 2012 г. N 82н, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, Департаментом не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций. Одновременно сообщается следующее.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 7 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено, что в случае выплаты доходов от источников в Российской Федерации иностранному лицу, постоянным местонахождением которого является государство (территория), с которым имеется международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, и не имеющему фактического права на такие доходы, если источнику выплаты известно лицо, имеющее фактическое право на такие доходы (их часть), и такое лицо признается в соответствии с Кодексом налоговым резидентом Российской Федерации, налогообложение выплачиваемого дохода (его части) производится в соответствии с положениями соответствующих глав части второй Кодекса для налогоплательщиков, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, без удержания соответствующего налога в отношении выплачиваемых доходов (их части) у источника выплаты при условии информирования налогового органа по месту постановки на учет организации - источника выплаты доходов в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В указанном случае российской организацией, выплачивающей доход, не удерживается налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на выплачиваемые доходы (их часть), однако она должна выступать налоговым агентом в отношении дохода, получаемого российским резидентом - фактическим получателем в случаях, предусмотренных Кодексом и согласно установленным ставкам налога.
Также подпунктом 2 пункта 4 статьи 7 Кодекса предусмотрено, что в случае, если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора Российской Федерации по вопросам налогообложения, положения указанного международного договора Российской Федерации применяются в отношении лица, которое имеет фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть) в соответствии с порядком, предусмотренным международным договором Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 312 Кодекса предусмотрено, что при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. Помимо этого налоговый агент, выплачивающий доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации вправе запросить у иностранной организации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
При этом обращаем внимание на то, что 29 января 2016 г. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановила принять Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (проект N 953192-6).
Указанный Закон предусматривает внесение изменений в том числе и в пункт 1 статьи 312 Кодекса. Так, в соответствии с вносимыми изменениями иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.
Таким образом, в случае если иностранная организация, которой выплачивается доход, не претендует на применение пониженных ставок, предусмотренных соглашением об избежании двойного налогообложения, и не сообщает информацию о лице - фактическом получателе дохода, то налогообложение осуществляется налоговым агентом исходя из ставок, установленных пунктами 2-4 статьи 284 Кодекса.
Обращаем внимание на то, что ставка 30 процентов, предусмотренная пунктом 4.2 статьи 284 Кодекса, устанавливается исключительно в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением доходов в виде дивидендов) выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями статьи 310.1 Кодекса.
При этом согласно пункту 1.4 статьи Кодекса положения пунктов 1-1.3 статьи 312 Кодекса не применяются при применении налоговыми агентами положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения в случаях, предусмотренных статьей 310.1 Кодекса.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 1.4 статьи Кодекса" имеется в виду "пункту 1.4 статьи 312 Кодекса"
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российская организация, выплачивающая доход, не удерживает налог с иностранного лица, не имеющего фактического права на него (его часть). Однако она должна выступать налоговым агентом в отношении дохода российского резидента - фактического получателя в случаях, предусмотренных НК РФ.
Если лицо, имеющее фактическое право на выплачиваемые доходы (их часть), является иностранным лицом, на которое распространяется действие международного договора по вопросам налогообложения, применяются положения указанного договора.
В связи с этим разъяснено следующее.
Если иностранная организация, которой выплачивается доход, не претендует на применение пониженных ставок, предусмотренных соглашением об избежании двойного налогообложения, и не сообщает информацию о лице - фактическом получателе, то налогообложение осуществляется налоговым агентом исходя из ставок, установленных НК РФ.
Обращается внимание на то, что ставка 30% устанавливается исключительно в отношении доходов по ценным бумагам (за исключением дивидендов), выплачиваемых лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 9 февраля 2016 г. N 03-08-05/6650
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 4 марта 2016 г. N 8