Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 26 января 2016 г. N 208-КГ15-21
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Сокерина С.Г.
при секретаре Деньгуб Е.П.
в открытом судебном заседании рассмотрела административное дело по кассационной жалобе Сафарова Р.А. - представителя начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") на апелляционное определение судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г., которым отменено решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 г. по заявлению Барахтина А.В. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Барахтин А.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 27 ноября 2014 г. N 1181 о предоставлении ему жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 2,25 и возложить на должностное лицо обязанность произвести перерасчет и обеспечить выплату этой субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375.
Решением Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 г. в удовлетворении заявления Барахтина А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г. решение отменено и по делу принято новое решение об удовлетворении заявления.
Определением судьи Дальневосточного окружного военного суда от 23 сентября 2015 г. в передаче кассационной жалобы представителя начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационной жалобе представитель начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 2,25, просит апелляционное определение отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2015 г. кассационная жалоба с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судом апелляционной инстанции допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решением начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 27 ноября 2014 г. N 1181 Барахтину А.В., общая продолжительность военной службы которого составляет 18 лет 2 месяца 29 дней, размер жилищной субсидии рассчитан с применением поправочного коэффициента 2,25.
12 декабря 2014 г. на расчетный счет заявителя перечислены соответствующие денежные средства.
После выплаты указанной субсидии Барахтин А.В. приказом командующего войсками Восточного военного округа от 26 января 2015 г. N 29 досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен поправочный коэффициент 2,375, Барахтин А.В. оспорил решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявления, гарнизонный военный суд свое решение обосновал тем, что жилищная субсидия с поправочным коэффициентом 2,375 устанавливается исключительно гражданам, уволенным с военной службы и не обеспеченным на момент увольнения жилищной субсидией или жилым помещением.
Отменяя это решение и принимая новое об удовлетворении заявления, окружной военный суд указал в обоснование, что заявитель относится к категории лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии с учетом поправочного коэффициента 2,375, поскольку соответствует критериям, установленным в законодательстве.
Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п.п. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 16 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Барахтин А.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы окружного военного суда об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судом нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке апелляционного определения.
Руководствуясь ст.ст. 327-328, п. 4 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 28 мая 2015 г. отменить, оставить в силе решение Хабаровского гарнизонного военного суда от 11 марта 2015 г., принятое по заявлению Барахтина А.В.
Председательствующий |
И.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
С.Г. Сокерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 26 января 2016 г. N 208-КГ15-21
Текст определения официально опубликован не был