Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 12 января 2016 г. N 208-КГ15-20
Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Крупнова И.В.,
судей Дербилова О.А., Замашнюка А.Н.
при секретаре Деньгуб Е.П. в открытом судебном заседании
рассмотрела административное дело по кассационным жалобам представителей начальника Федерального государственного казенного учреждения "Восточное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Востокрегионжилье") Гордолионовой Е.В. и руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю") Лебедева С.Г. на решение Белогорского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 4 июня 2015 г. по заявлению Тепловодского С. об оспаривании действий начальника ФГКУ "Востокрегионжилье", связанных с порядком расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по делам военнослужащих установила:
Тепловодский С.В. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным решение начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 11 ноября 2014 г. N 725 о предоставлении ему жилищной субсидии с применением при ее расчете поправочного коэффициента 1,85 и возложить на должностное лицо обязанность по применению при расчете жилищной субсидии поправочного коэффициента 2,375, а на руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" - обязанность произвести доплату данной субсидии.
Решением Белогорского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Дальневосточного окружного военного суда от 4 июня 2015 г., заявление удовлетворено. На начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" возложена обязанность произвести заявителю перерасчет жилищной субсидии с применением поправочного коэффициента 2,375 и обеспечить ее доплату, а на руководителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" произвести доплату жилищной субсидии с учетом перерасчета.
Определениями судей Дальневосточного окружного военного суда от 21 сентября и 10 ноября 2015 г. в передаче кассационных жалоб, соответственно, представителя ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю" и представителя ФГКУ "Востокрегионжилье" для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано.
В кассационных жалобах представители руководителей ФГКУ "Востокрегионжилье" и ФКУ "УФО МО РФ по Хабаровскому краю", утверждая об отнесении заявителя в силу закона к категории граждан, которым поправочный коэффициент при расчете жилищной субсидии подлежит установлению в размере 1,85, что не было учтено судами, просят судебные постановления отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 декабря 2015 г. кассационные жалобы с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит жалобы подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судами допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.
Из материалов дела следует, что решением врид начальника ФГКУ "Востокрегионжилье" от 11 ноября 2014 г. N 725 размер жилищной субсидии Тепловодскому С.В. был рассчитан с применением поправочного коэффициента 1,85 исходя из его общей продолжительности военной службы 15 лет 25 дней. Денежные средства на лицевой счет заявителя зачислены 18 ноября 2014 г.
Приказом командующего войсками 3 командования ВВС и ПВО от 4 декабря 2014 г. заявитель досрочно уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказом командира войсковой части ... от 12 декабря 2014 г. исключен из списков личного состава с 20 января 2015 г.
Полагая, что при расчете субсидии ему должен быть установлен повышенный поправочный коэффициент - 2,375, Тепловодский С.В. оспорил решение в гарнизонный военный суд.
Удовлетворяя заявление, гарнизонный военный суд в обоснование указал, что исходя из системного толкования законодательства военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы более 10 лет и увольняемые с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, выделены в отдельную категорию лиц, которые вправе рассчитывать на применение к ним поправочного коэффициента в том размере, который мог быть применен к ним в случае, если бы общая продолжительность военной службы составила на момент увольнения 20 лет, то есть 2,375. Суд апелляционной инстанции с этим согласился.
Такой вывод суда основан на неправильном толковании закона.
Право на жилищную субсидию установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закона "О статусе военнослужащих"), согласно п.п. 1, 16 ст. 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений, в том числе жилищной субсидии, либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Применительно к жилищной субсидии утверждение порядка ее расчета в силу п. 16 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" возложено на Правительство Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Правительство Российской Федерации постановлением от 3 февраля 2014 г. N 76 утвердило Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила).
Согласно п. 2 Правил расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, с применением поправочного коэффициента с учетом общей продолжительности военной службы (далее - поправочный коэффициент), устанавливаемый в соответствии с п.п. 7-9 Правил.
Пункт 7 Правил, как следует из его содержания, устанавливает размеры поправочных коэффициентов военнослужащим, проходящим военную службу, в том числе при ее общей продолжительности от 10 до 16 лет, то есть для категории военнослужащих, к которой относится заявитель.
При этом увеличение поправочного коэффициента до 2,375 в силу п. 9 Правил производится лицам, общая продолжительность военной службы которых составляет от 10 лет до 20 лет и которые указаны в п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
К таким лицам в соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" относятся граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы.
Содержание названной нормы Закона указывает на то, что нахождение перечисленных в ней лиц на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы определяет их правовой статус как лиц, уволенных с военной службы.
Согласно п. 11 ст. 38 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, Тепловодский С.В. в период прохождения военной службы при общей ее продолжительности менее 20 лет не вправе претендовать на получение жилищной субсидии с поправочным коэффициентом до 2,375, а поэтому выводы судов об обратном основаны на неправильном толковании закона.
Допущенные судами нарушения повлияли на исход дела и без их устранения невозможна защита охраняемых законом публичных интересов, что является основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений по заявлению Тепловодского С.В.
Руководствуясь ст.ст. 327-328, п. 5 ч. 1 ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих определила:
решение Белогорского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2015 г. и апелляционное определение Дальневосточного окружного военного суда от 4 июня 2015 г., принятые по заявлению Тепловодского С.В., отменить и принять по делу новое решение, которым Тепловодскому С.В. в удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
П.В. Крупнов |
Судьи |
О.А. Дербилов |
|
А.Н. Замашнюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по делам военнослужащих Верховного Суда РФ от 12 января 2016 г. N 208-КГ15-20
Текст определения официально опубликован не был