Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Феникс-Менеджмент" (далее - Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая станция скорой медицинской помощи", Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчики), Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016-2020 г.г. (номер извещения 0129200005315005625) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчиков, Уполномоченного органа при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчиков, Уполномоченного органа:
1. Заказчиками, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона.
2. Размер обеспечения исполнения контракта, установленный в Конкурсной документации, ограничивает количество участников закупки.
3. В Конкурсной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки излишней лицензии в составе заявки на участие в Конкурсе.
Представитель Заказчиков не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчики, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 549 125 480 рублей;
4) дата проведения Аукциона - 13.01.2016.
1. В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013 N 2019-р.
В извещении о проведении закупки, в Конкурсной документации установлено, что объектом закупки является оказание автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016-2020 г.г. (код ОКПД 85.14.14.190).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что услуги сухопутного транспорта и транспортирования по трубопроводам (класс по ОКПД 60) включены в Перечень, в связи с чем закупаются исключительно путем проведения электронного аукциона.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что объект закупки составляют услуги, относимые к коду ОКПД 85.14.14.190 "Услуги скорой медицинской помощи прочие" (ОК 034-2007), а также в подраздел "Услуги в области здравоохранения и услуги социальные" (класс 85). Вместе с тем, указанный код в Перечень не включен.
Таким образом, довод Заявителя о том, что закупка автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи подлежит закупке исключительно путем проведения электронного аукциона, не нашел своего подтверждения.
2. Пункт 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе регламентирует, что Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 Закона о контрактной системе.
Извещением о проведении закупки, Конкурсной документацией установлена начальная (максимальная) цена закупки: 1 593 355 200 рублей.
Пунктом 32 Информационной карты Конкурсной документации установлено: "Размер обеспечения исполнения контракта: 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет 154 912 548,00 рублей, в т.ч.:
Заказчик N 1: 110 884 771,20 рубль
Заказчик N 2: 44 027 776,80 рублей".
Таким образом, Комиссия, изучив положения Конкурсной документации и выслушав пояснения Заказчика, приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом размер обеспечения исполнения контракта, содержащийся в Конкурсной документации, установлен в размере, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Представителем Заявителя на заседание Комиссии, а также в составе жалобы не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих, что размер обеспечения исполнения контракта, установленный в Конкурсной документации, ограничивает количество потенциальных участников закупки.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В пункте 24 Информационной карты Конкурсной документации установлено требование к участникам Конкурса: наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (вид услуг: скорая медицинская помощь) в соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (вид услуг: скорая медицинская помощь) в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание автотранспортных услуг для оказания скорой медицинской помощи в 2016-2020 г.г.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Изучив Конкурсную документацию Комиссия приходит к выводу, что услуги по оказанию скорой медицинской помощи не включены в предмет закупки, в связи с чем оказание автотранспортных услуг не предполагает наличия у потенциального участника закупки лицензии на осуществление медицинской деятельности.
Действия Заказчиков, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Феникс-Менеджмент" обоснованной в части установления требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности.
2. Признать в действиях Заказчиков, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчикам, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 10.12.2015 N К-1723/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 декабря 2015 г. N К-1723/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был