Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ОАО "Концерн "НПО "Аврора" (далее - Заявитель) на действия Конкурсной комиссии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия) при проведении Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на ОКР "Создание унифицированного набора электронных корабельных модулей автоматики для применения в перспективных комплексах корабельной автоматики и при модернизации эксплуатируемых заказов", шифр "Унифицированный ЭКМА" (номер извещения 0173100009515000250) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной комиссии:
1. Конкурсной комиссией при проведении процедуры оценки заявок на участие в Конкурсе, неправомерно применен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2. Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 01.12.2015 N ПВК1 составлен с нарушениями Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.11.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 403 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 5 участников закупки;
6) дата вскрытия конвертов - 01.12.2015;
7) дата рассмотрения и оценки заявок - 03.12.2015;
8) победителем Конкурса признано АО НПП "АМЭ" с предложением о цене контракта 377 000 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно доводу Заявителя Конкурсной комиссией при проведении процедуры оценки заявок на участие в Конкурсе, неправомерно применен порядок оценки заявок, установленный Конкурсной документацией по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (Значимость критерия: 20%) (далее - Критерий N 1). "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы" (Значимость критерия: 40%) (далее - Критерий N 2). "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%) (далее - Критерий N 3).
Согласно Конкурсной документации по критерию "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" (далее - Критерий N 3) установлены показатели: "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", "Деловая репутация участника конкурса".
В Конкурсной документации по указанному показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N 2) установлен следующий порядок оценки:
"Лучшим условием исполнения Контракта по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является наибольшее количество выполненных участником конкурса за последние 10 лет (2006 - 2015 годы) без штрафных санкций работ сопоставимого характера и объема предмету конкурса, подтвержденное копиями актов сдачи-приемки выполненных работ или иными документами, подтверждающими выполнение работ.
Работами сопоставимого характера и объема предмету конкурса будут считаться научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке, созданию и изготовлению образцов военной, специальной и морской техники стоимостью 50 000 000 (Пятьдесят миллионов) рублей и более.
Конкурсной комиссией будут приниматься в расчет только выполненные (завершенные) работы за период с 2006 по 2015 год".
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 03.12.2015 N 24РО/01-09 (далее - Протокол оценки) заявке победителя по лоту N 1 - АО НПП "АМЭ" (далее - Победитель) по Показателю N 2 засчитано наибольшее количество выполненных участником конкурса за последние 10 лет (2006 - 2015 годы) без штрафных санкций работ сопоставимого характера и объема предмету конкурса, подтвержденное копиями актов сдачи-приемки выполненных работ или иными документами, подтверждающими выполнение работ.
Изучив заявку Победителя, установлено, что заявка Победителя не содержит засчитанного Конкурсной комиссией количества выполненных работ сопоставимого характера и объема предмету конкурса.
Учитывая вышеизложенное, Конкурсной комиссией нарушен порядок оценки заявок по Показателю N 2, установленный в Конкурсной документации, и неправомерно приняты к оценке контракты, представленные в заявке Победителя, не соответствующие условиям, установленным в Конкурсной документации.
Таким образом Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Согласно Конкурсной документации по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики работы"
(далее - Критерий N 2) установлены показатели: "Предложения участника конкурса по организации и методике выполнения работ" (далее - Показатель N 1, "Дополнительные предложения участника конкурса по увеличению состава выполняемых работ".
В Конкурсной документации по Показателю N 1 установлен следующий порядок оценки:
"Конкурсной комиссией оценивается степень проработанности участником конкурса предложений по организации и методике выполнения работы для достижения наилучшего результата. Устанавливается следующая шкала оценки:
Максимальное количество баллов - 40 баллов присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей предложения по организации работы, а также изложение методики выполнения работы с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме работы;
20 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, содержащей изложение методики выполнения работы с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме работы, но не содержащей предложений по организации работы, а также заявке, содержащей предложения по организации работы, но не содержащей изложения методики выполнения работы с обоснованием предлагаемого пути и методов решения задач по теме работы;
0 баллов - присуждается заявке на участие в конкурсе, не содержащей предложений по организации работы или изложения методики выполнения работы, а также если в заявке на участие в конкурсе только полностью повторен текст "Требований к качественным, функциональным и техническим характеристикам выполняемой работы", изложенных в Разделе III конкурсной документации".
В соответствии с пунктом 11 Правил для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки.
Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов. Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
На основании изложенного, при наличии в документации о закупке показателей нестоимостного критерия, порядок оценки содержит:
1) значимость в отношении каждого показателя, которая в соответствии с пунктом 3 Правил является выраженным в процентах весом показателя;
2) сумму величин значимости показателей критерия оценки в размере 100 процентов;
3) формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение по каждому показателю от 0 до 100 баллов (для дальнейшего умножения на коэффициент значимости показателя).
На заседании Комиссии установлено, что Показатель N 1 по Критерию N 2 не соответствуют требованиям пункта 11 Правил оценки заявок, поскольку заявкам участников закупки, сделавшим предложение, соответствующее предельно необходимому количественному значению качественных, функциональных, экологических характеристик, подлежащих оценке, или лучшее предложение, неправомерно присваивается не 100 баллов, а 40 баллов, что не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при пересчете итогового рейтинга заявок на участие в Конкурсе без учета Показателя N 1, итоговый рейтинг заявок на участие в Конкурсе не изменился.
2. В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия вскрывает конверты с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открывает доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе после наступления срока, указанного в конкурсной документации в качестве срока подачи заявок на участие в конкурсе. Конверты с заявками на участие в открытом конкурсе вскрываются, открывается доступ к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе публично во время, в месте, в порядке и в соответствии с процедурами, которые указаны в конкурсной документации. Вскрытие всех поступивших конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе осуществляются в один день.
Согласно части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол. В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе подана только одна заявка или не подано ни одной заявки, в этот протокол вносится информация о признании открытого конкурса несостоявшимся.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 01.12.2015 N ПВК1 составлен в соответствии с Законом о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих не соответствие протокола вскрытия конвертов положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "Концерн "НПО "Аврора" обоснованной в части неправомерного применения порядка оценки заявок, установленного Конкурсной документацией по показателю "Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом Контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 15.12.2015 N К-1762/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 15 декабря 2015 г. N К-1762/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был