Во исполнение Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 21 мая 2007 г. N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и в целях установления единого порядка деятельности органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в различных режимах функционирования:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
2. Председателям региональных, территориальных и объектовых комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций привести в соответствие с Положением порядок функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Вице-президент |
Ш.Н. Шайдуллин |
Положение
о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 14 сентября 2015 г. N 2231р)
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации деятельности органов управления, сил и средств ОАО "РЖД", входящих в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (Постановление Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1007), и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
1.2. Главными целями функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в различных режимах являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций;
разграничение полномочий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций между Центральной комиссией ОАО "РЖД" по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций, региональными, территориальными и объектовыми комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организация эффективного взаимодействия органов управления и сил ОАО "РЖД" с органами управления и силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).
1.3. Основные понятия:
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Режим функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД", входящих в состав РСЧС, - это определяемый в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию (далее - уровень реагирования) - это состояние готовности органов управления, сил и средств ОАО "РЖД", входящих в состав РСЧС к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее принятия дополнительных мер по защите работников и объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации (Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, в части, касающейся требований к организациям).
II. Порядок функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
2.1. Органы управления ОАО "РЖД", входящие в состав РСЧС, создаются на межрегиональном, региональном, территориальном и объектовом уровнях функционирования и включают в себя координационные органы управления, постоянно действующие органы управления и органы повседневного управления.
2.2. Координационными органами управления являются:
на федеральном уровне:
комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности на железнодорожном транспорте Федерального агентства железнодорожного транспорта, находящегося в ведении Министерства транспорта Российской Федерации;
на межрегиональном уровне:
Центральная комиссия ОАО "РЖД" по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций (далее - ЦКЧС);
на региональном уровне:
Региональные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций железных дорог - филиалов ОАО "РЖД" (далее - РКЧС);
на территориальном уровне:
Территориальные комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальных управлений железных дорог (далее - ТКЧС);
на объектовом уровне:
Объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций железнодорожного транспорта (объектовые комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций железнодорожных станций, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "РЖД" и т.д.) (далее - ОКЧС).
2.3. Основными задачами комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций являются:
разработка мероприятий по реализации единой государственной политики по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
обеспечение взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций ОАО "РЖД" (ЦКЧС, РКЧС, ТКЧС, ОКЧС), а также организаций, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации;
разработка предложений по реализации организационных и технических мер по обеспечению защиты пассажиров и работников железнодорожного транспорта от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, транспортных происшествий и актов незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта;
координация деятельности органов управления, сил и средств ОАО "РЖД", входящих в состав РСЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспортных происшествий на железнодорожном транспорте;
осуществление контроля заблаговременной подготовки к проведению аварийно-восстановительных мероприятий и других неотложных работ на объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, а также создание в этих целях необходимых запасов оборудования, резервных источников электропитания, материальных средств, подвижного состава;
рассмотрение вопросов привлечения сил и средств функциональных подсистем РСЧС и территориальных подсистем РСЧС субъектов Российской Федерации к организации и проведению мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспортных происшествий на железнодорожном транспорте;
координация деятельности структурных подразделений железной дороги, территориальных управлений железной дороги, структурных подразделений функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", других организаций и учреждений, осуществляющих свою деятельность на полигоне железной дороги, направленная на предотвращение крушений, аварий, пожаров, загрязнений окружающей среды, уменьшение последствий стихийных бедствий и обеспечение устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта;
сбор, обработка и обмен информацией о чрезвычайных ситуациях, транспортных происшествиях, произошедших на инфраструктуре ОАО "РЖД", в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации, руководящих документов МЧС России, Минтранса России и ОАО "РЖД" (основание - приказ МЧС РФ от 7 июля 1997 г. N 382, Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334);
непосредственное участие в организации ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, транспортных происшествий, крупных пожаров и их последствий.
2.4. Постоянно действующими органами управления являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций:
на межрегиональном уровне:
Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями - структурное подразделение ОАО "РЖД";
на региональном и территориальном уровнях:
органы, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций структурных подразделений филиалов, иных структурных подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД";
на объектовом уровне:
органы, специально уполномоченные на решение задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций структурных подразделений территориальных подразделений филиалов, иных структурных подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", организаций железнодорожного транспорта, негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "РЖД".
2.5. Органами повседневного управления являются подразделения, создаваемые для обеспечения деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществления обмена информацией и оповещения о чрезвычайных ситуациях:
на межрегиональном уровне:
Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями - структурное подразделение ОАО "РЖД", дежурно-диспетчерские службы холдинга "РЖД", дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД";
на региональном и территориальном уровнях:
дежурно-диспетчерские службы структурных подразделений филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД";
на объектовом уровне:
дежурно-диспетчерские (дежурные) службы структурных подразделений территориальных подразделений филиалов, иных структурных подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", организаций железнодорожного транспорта, негосударственных учреждений здравоохранения ОАО "РЖД".
2.6. При отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территории Российской Федерации, объектах инфраструктуры ОАО "РЖД", органы управления, силы и средства ОАО "РЖД", входящие в состав РСЧС, функционируют в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Председателями комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах ОАО "РЖД", на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, транспортные происшествия, а также при вводе режимов ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ и ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, если зона чрезвычайной ситуации затрагивает или может затронуть объекты инфраструктуры ОАО "РЖД", для соответствующих органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, транспортных происшествий;
режим ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, транспортных происшествий.
2.7. Режимы ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ вводятся:
а) если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах железнодорожной станции, объекта инфраструктуры - решением председателя ОКЧС (ТКЧС или РКЧС);
б) если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы железнодорожной станции, объекта инфраструктуры ОАО "РЖД" и находится в зоне ответственности территориального управления железной дороги - решением председателя ТКЧС, РКЧС или начальника железной дороги;
в) если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах зоны ответственности железной дороги - решением председателя РКЧС, начальника железной дороги или председателя Центральной комиссии ОАО "РЖД" по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций;
г) если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах инфраструктуры ОАО "РЖД" - решением председателя Центральной комиссии ОАО "РЖД" по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций.
2.8. При введении режимов ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ определяются:
а) обстоятельства, послужившие основанием для введения режима ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ (транспортные происшествия - крушения, аварии, происшествия при перевозке (транспортировке) опасных грузов, ветер более 25 м/с, осадки в виде сильного (мокрого) снега, метели или дождя (сильного ливня) более месячной нормы, повышение уровня воды в реках, землетрясения интенсивностью свыше 5-ти баллов и другие природные аномалии (сложные метеорологические условия), которые могут угрожать безопасной эксплуатации объектов инфраструктуры);
б) границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация, или границы зоны чрезвычайной ситуации;
в) силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
г) перечень мер по обеспечению защиты работников от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
д) должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях (объектах железнодорожного транспорта) режима функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ или режима ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ, соответствующие руководители, принявшие решение о вводе режимов функционирования, отменяют установленные режимы функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД". Полномочия на отмену введенных решением председателя Центральной комиссии ОАО "РЖД" по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций режимов функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ или ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ могут делегироваться председателям РКЧС.
2.9. При введении режимов функционирования ПОВЫШЕННАЯ ГОТОВНОСТЬ или ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации ЧС сил и средств, классификации чрезвычайной ситуации и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность движения поездов и требующих принятия дополнительных мер по защите персонала ОАО "РЖД", пассажиров и населения, прилегающих к объектам инфраструктуры ОАО "РЖД", объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера устанавливается один из следующих уровней реагирования:
а) объектовый уровень реагирования - если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах железнодорожной станции, объекта инфраструктуры, может вводиться решением председателя ОКЧС (ТКЧС или РКЧС);
б) территориальный уровень реагирования - если зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы железнодорожной станции, объекта инфраструктуры ОАО "РЖД" и находится в зоне ответственности территориального управления железной дороги, может вводиться решением председателя ТКЧС, РКЧС или начальника железной дороги;
в) региональный уровень реагирования - если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах зоны ответственности железной дороги, может вводиться решением председателя РКЧС или начальника железной дороги;
г) межрегиональный уровень реагирования - если зона чрезвычайной ситуации находится в пределах инфраструктуры ОАО "РЖД", может вводиться решением председателя Центральной комиссии ОАО "РЖД" по предупреждению транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций, Президентом ОАО "РЖД" или его первым заместителем (Основание - ст. 29 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794).
III. Мероприятия, выполняемые при функционировании органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в режимах ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ И ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ
3.1. Основными мероприятиями, проводимыми органами управления, силами и средствами ОАО "РЖД", являются:
а) в режиме ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
прогнозирование чрезвычайных ситуаций;
сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты работников и объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
разработка и реализация мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
планирование действий органов управления, сил и средств ОАО "РЖД", организация подготовки и обеспечения их деятельности;
подготовка сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях;
руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение в пределах своих полномочий, надзора и контроля в области защиты работников и объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;
ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин, а также выработке корректирующих мер;
б) в режиме ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ:
оповещение в установленном порядке руководящего состава ОАО "РЖД", причастных руководителей и работников аппарата управления, функциональных филиалов и их структурных подразделений, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в соответствии с действующими регламентами взаимодействия и схемами оповещения об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
усиление контроля за прогнозированием возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;
введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил ОАО "РЖД" на стационарных пунктах управления;
непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование работников о приемах и способах защиты от них;
организация взаимодействия органов управления и сил ОАО "РЖД" с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по вопросам выработки совместных действий, направленных на предупреждение и минимизацию последствий чрезвычайной ситуации;
принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" в чрезвычайных ситуациях;
уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;
приведение при необходимости сил и средств ОАО "РЖД" в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;
проведение мероприятия по подготовке негосударственных лечебных медицинских учреждений к приему пострадавших и оказанию им всех видов квалифицированной медицинской помощи;
восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
в) в режиме ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ выполняются мероприятия, указанные в подпункте б) и дополнительно:
оповещение руководящего состава ОАО "РЖД", причастных руководителей и работников аппарата управления, функциональных филиалов и их структурных подразделений, а также федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о возникновении чрезвычайной ситуации;
проведение заседаний оперативного штаба по ликвидации последствий транспортных происшествий и чрезвычайных ситуаций на инфраструктуре ОАО "РЖД", оперативных штабов комиссий РКЧС, ТКЧС и ОКЧС;
принятие оперативным штабом решения о порядке привлечения сил и средств, составление схемы и плана проведения работ по ликвидации и минимизации последствий чрезвычайной ситуации;
привлечение сил и средств ОАО "РЖД" и профессиональных аварийно-спасательных формирований к ликвидации чрезвычайной ситуации;
проведение мероприятий по защите объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайных ситуаций;
организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и всестороннему обеспечению действий сил и средств ОАО "РЖД", поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению работников в чрезвычайных ситуациях.
3.2. При введении режимов ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ или ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ, а также при установлении уровня реагирования для соответствующих органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" должностное лицо, которое ввело данный режим, обязано принять дополнительные меры по защите объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайных ситуаций:
а) определить порядок использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества;
б) приостанавливать деятельность организации, оказавшейся в зоне чрезвычайной ситуации, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
в) осуществлять меры, обусловленные развитием чрезвычайной ситуации, не ограничивающие прав и свобод работников и направленные на защиту объектов инфраструктуры ОАО "РЖД" от чрезвычайной ситуации, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 14 сентября 2015 г. N 2231р "Об утверждении Положения о порядке функционирования органов управления, сил и средств ОАО "РЖД" в единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Текст распоряжения официально опубликован не был