Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2015 г. N 03-01-11/70568
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение, и сообщает.
В части налоговых преференций для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В настоящее время Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрены различные налоговые преференции в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Федеральным законом от 02.10.2012 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" введены и вступили в действие с 1 января 2013 года положения пункта 1.3 статьи 284 Кодекса, устанавливающие налоговую ставку по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, в размере 0 процентов.
Одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является специальный налоговый режим, который предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на имущество организаций и соответствующих налогов у индивидуальных предпринимателей уплатой единого сельскохозяйственного налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей за налоговый период (пункт 3 статьи 346.1 Кодекса).
Согласно статье 346.8 Кодекса налоговая ставка по единому сельскохозяйственному налогу для вышеуказанных налогоплательщиков установлена в размере 6 процентов.
Крестьянские (фермерские) хозяйства, предприятия и индивидуальные предприниматели агропромышленного комплекса вправе применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно статье 346.11 Кодекса также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Статьей 346.20 Кодекса установлено, если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6 процентов.
С 1 января 2016 года законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка установлена в размере 15 процентов. При этом законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Таким образом, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в части специальных налоговых режимов для налогоплательщиков, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, предусмотрены пониженные налоговые ставки по сравнению с общим режимом налогообложения.
В отношении транспортного налога.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопросы о введении транспортного налога, установлении размера налоговой ставки, а также установлении налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации транспортный налог наряду с акцизами на нефтепродукты является одним из источников формирования дорожных фондов.
В случае отмены транспортного налога в целях возмещения бюджетных потерь потребуется существенно повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что в свою очередь, приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Одновременно сообщается, что плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн не относится к налогам и сборам, регулируемым Налоговым кодексом Российской Федерации.
Вопросы, касающиеся установления указанной платы, относятся к компетенции Минтранса России.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что действующее законодательство предусматривает пониженные ставки (в рамках специальных режимов) для налогоплательщиков, в т. ч. крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса.
Например, одной из мер поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств и предприятий агропромышленного комплекса, относящихся к сельскохозяйственным товаропроизводителям, является специальный налоговый режим, который предусматривает замену налога на прибыль, НДС, налога на имущество и соответствующих налогов у ИП уплатой ЕСХН. Ставка равна 6%.
Что касается транспортного налога, то вопросы о размерах ставок, о введении льгот для отдельных категорий плательщиков находятся в компетенции законодательных (представительных) органов регионов.
При его отмене потребуется повысить ставки акцизов на нефтепродукты, что приведет к значительному росту цен практически на все товары.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 3 декабря 2015 г. N 03-01-11/70568
Текст письма официально опубликован не был