Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 декабря 2015 г. N 03-05-06-02/70902
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу увеличения земельного налога и налога на имущество физических лиц, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
На основании статьи 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (статья 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ).
До 1 января 2015 года налогообложение имущества физических лиц осуществлялось в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона N 2003-1 ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2015 года введена в действие глава 32 Налогового кодекса, определяющая порядок исчисления налога на имущество физических лиц.
Статьей 402 Налогового кодекса субъектам Российской Федерации предоставляется право до 2020 года устанавливать порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц: исходя из кадастровой стоимости объекта или его инвентаризационной стоимости (т.е. сохранение действовавшего ранее порядка).
На основании пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, администрирование земельного налога и налога на имущество физических лиц осуществляется налоговыми органами с учетом сведений о кадастровой стоимости и инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, предоставляемых органом, осуществляющим кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Одновременно отмечаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности, государственной кадастровой оценки, является Минэкономразвития России.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с увеличением кадастровой и инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, находятся в компетенции Минэкономразвития России.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
До 1 января 2015 г. налогообложение имущества физлиц осуществлялось в соответствии с Законом N 2003-1. Ставки налога устанавливались органами местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор.
После указанной даты порядок исчисления налога устанавливается НК РФ. Последний до 2020 г. позволяет сохранять действовавший ранее порядок (т. е. учитываются сведения о кадастровой или инвентаризационной стоимости объектов недвижимости).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно (до 15 февраля) представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 4 декабря 2015 г. N 03-05-06-02/70902
Текст письма официально опубликован не был