Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 декабря 2015 г. N 03-05-04-03/71157
В связи с письмом по вопросу уплаты с 1 декабря 2015 года государственной пошлины за государственную регистрацию права, ограничения (обременения) права в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и статью 45 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 251-ФЗ) внесено изменение, согласно которому пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) изложен в новой редакции. Согласно статье 3 Федерального закона N 251-ФЗ данное изменение вступило в силу с 1 декабря 2015 года.
В силу пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ в случае, если право, ограничение (обременение) права на недвижимое имущество возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершенной на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, государственная регистрация таких права, ограничения (обременения) права либо сделки проводится на основании заявления соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления. Лицо, в отношении которого принят акт органа государственной власти или акт органа местного самоуправления либо которым совершена сделка с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе на основании такого акта, вправе представить заявление о государственной регистрации соответствующих права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество либо сделки и необходимые для государственной регистрации документы по собственной инициативе.
На основании пунктов 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации плательщик сбора (государственной пошлины) обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате сбора (государственной пошлины).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2004 г. N 41-О, представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действия от имени и за счет собственных средств налогоплательщика (плательщика сбора) - представляемого лица.
Следовательно, по правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Таким образом, полагаем, что в указанном случае уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления, издавший акт о переходе права на муниципальное жилое помещение в собственность физических лиц, можно признать законным представителем лица, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
Исходя из изложенного, полагаем, что обязанность по уплате государственной пошлины возлагается в данном случае на лицо, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
Что касается вопроса уплаты государственной пошлины за прекращение прав на недвижимое имущество, то подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 333.35 Кодекса установлено, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прекращения прав в связи с ликвидацией объекта недвижимого имущества, отказом от права собственности на объект недвижимого имущества, переходом права к новому правообладателю, преобразованием (реконструкцией) объекта недвижимого имущества.
Следовательно, за прекращение права на недвижимое имущество в связи с переходом права к новому правообладателю государственная пошлина уплачиваться не должна.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По правовому смыслу отношений по представительству, платежные документы на уплату налога (сбора) должны исходить от налогоплательщика (плательщика сбора) и быть подписаны им самим, и уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика (плательщика сбора), находящихся в его свободном распоряжении, то есть за счет его собственных средств.
Таким образом, уполномоченный орган госвласти или орган местного самоуправления, издавший акт о переходе права на муниципальное жилое помещение в собственность физических лиц, можно признать законным представителем лица, в отношении которого совершаются юридически значимые действия.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 7 декабря 2015 г. N 03-05-04-03/71157
Текст письма официально опубликован не был