Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 декабря 2015 г. N 03-05-06-02/72754
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу введения дополнительного налога на использование земли и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В этой связи вопросы, возникающие в сфере использования земель, регулируются соответствующим отраслевым законодательством и не являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
На основании пункта 1 статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Налогового кодекса.
При этом следует иметь в виду, что законодательством Российской Федерации предусматриваются санкции в отношении правообладателей земельных участков не использующих земельные участки по их целевому назначению или использующих их ненадлежащим образом.
Так, статьей 54 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования земельного участка, в том числе если участок используется не в соответствии с его целевым назначением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Кроме того, статьей 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены административные штрафы, налагаемые на физических лиц, должностных лиц, а также юридических лиц за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием.
Одновременно обращаем внимание, что согласно подпункту 11 пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 декабря 2014 г. N Пр-2821 в целях недопущения ухудшения положений налогоплательщиков Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить в период с 2015 по 2018 год включительно неизменность условий налогообложения, установленных до 1 января 2015 года.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 3 декабря 2015 года также указывается на то, что налоговые условия для бизнеса не должны меняться в предстоящие годы.
Учитывая изложенное, предложение о введении дополнительного земельного налога, не может быть поддержано.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о введении дополнительного налога на использование земли.
Так, указано, что действующим законодательством предусмотрены санкции в отношении правообладателей участков, не использующих их по целевому назначению или использующих их ненадлежащим образом.
ЗК РФ определен порядок изъятия участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду ненадлежащего использования.
Участок из земель с/х назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения права собственности он не используется для ведения с/х производства или ведения иной, связанной с этим деятельности.
Налоговые условия для бизнеса в предстоящие годы менять не планируется.
Таким образом, предложение о введении дополнительного земельного налога не может быть поддержано.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 11 декабря 2015 г. N 03-05-06-02/72754
Текст письма официально опубликован не был