Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 декабря 2015 г. N 03-01-10/73042
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ОАО и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает.
1. В части предложения по восстановлению ранее действовавшей льготы по установлению налоговой ставки 0% по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих капитальные вложения в производственные объекты, в размере 50% от налогооблагаемой базы, но не более фактически произведенных капитальных вложений в производственные объекты.
В настоящее время в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект федерального закона N 801288-6 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации".
Указанный законопроект по аналогии с налоговыми преференциями для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории Дальневосточного региона, предусматривает предоставление права прочим субъектам Российской Федерации устанавливать налоговые преференции по налогу на прибыль организаций как для вновь созданных, так и действующих организаций, осуществляющих капитальные вложения в производство, в том числе в его модернизацию, на своей территории в виде пониженной ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта Российской Федерации. При этом предусмотрена возможность обнуления для таких налогоплательщиков ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в федеральный бюджет.
В связи с этим вышеуказанное предложение не поддерживается.
2. В части внесения изменений в порядок применения налогового вычета по НДС в части экспортируемых товаров, с возможностью учета входного НДС в порядке, аналогичном порядку при реализации товаров на внутреннем рынке. С целью исключения "замораживания" сумм входного НДС на период до 6 месяцев, необходимых для сбора всех документов в подтверждении факта экспорта.
Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении концептуально поддержанный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 730216-6 "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации", предусматривающий вычет сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления экспортных операций, по мере принятия приобретенных товаров (работ, услуг, имущественных прав) на учет и получения счетов-фактур от поставщиков, как это предусмотрено для вычета налога по товарам (работам, услугам), используемым для налогооблагаемой деятельности на внутреннем рынке, а не на момент подтверждения факта экспорта товаров, как это установлено действующими нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для экспортных операций.
Таким образом, вышеуказанное предложение уже учтено в рамках проекта федерального закона N 730216-6 "О внесении изменений в статьи 165 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации".
3. В части совершенствования законодательства о трансфертном ценообразовании путем отмены контроля в отношении сделок, осуществляемых между двумя российскими юридическими лицами, не применяющими специальных налоговых режимов налогообложения, зарегистрированных в одном субъекте Российской Федерации.
Действующие правила определения цен для целей налогообложения, вступившие в силу с 2012 года (раздел VI Кодекса), применяются для контроля за ценами как в трансграничных, так и внутрироссийских сделках.
При этом необходимо отметить, что контроль применения цен во внутрироссийских сделках действует с существенными ограничениями.
В частности, не подлежат контролю сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории одного субъекта Российской Федерации, не имеющие убытков, не имеющие обособленных подразделений в других субъектах Российской Федерации и не уплачивающие в иные субъекты Российской Федерации налог на прибыль организаций.
При этом необходимо отметить, что отсутствие убытков у взаимозависимых лиц является дополнительной гарантией отсутствия при совершении сделок между такими лицами рисков, связанных с манипулированием ценами.
Учитывая изложенное, вышеуказанное предложение не поддерживается.
4. В части предложения по освобождению от налогообложения налогом на прибыль организаций разницы, возникающей между положительной и отрицательной курсовой разницей.
В соответствии с Главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.
Необходимо отметить, что изменение официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации в конечном итоге приводит (может привести) к реальному экономическому эффекту для организации, т.е. к реальным доходам или к реальным расходам.
Кроме того, заключая сделки, расчеты по которым производятся в иностранной валюте, налогоплательщик самостоятельно принимает на себя валютные риски по такой сделке.
Следовательно, оснований для освобождения от налогообложения налогом на прибыль организаций разницы, возникающей между положительной и отрицательной курсовой разницей, не имеется.
5. В части предложения о дополнении статьи 287 Кодекса положением, в соответствии с которым фактическую переплату по итогам налогового периода необходимо учитывать по дате принятия налоговой декларации налоговым органом.
Статья 287 Кодекса не регулирует порядок формирования переплаты по налогу на прибыль организаций.
Также, учитывая нормы пункта 2 статьи 81 Кодекса, нет оснований предусматривать разные даты признания налогоплательщиком своих обязательств перед бюджетом.
При этом пени по неуплаченным ежемесячным авансовым платежам не начисляются, в случае если их сумма меньше авансового платежа, определяемого на основании декларации за отчетный период.
В связи с этим вышеуказанное предложение не поддерживается.
6. В части предложения об освобождении от уплаты транспортного налога самолетов и вертолетов, так как данные объекты являются объектами двойного налогообложения.
Согласно статье 14 Кодекса транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. Данный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Транспортный налог входит в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования данного имущества.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Кодекса, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Статьей 356 Кодекса определено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Таким образом, вопрос установления налоговых льгот для отдельных категорий налогоплательщиков, находится в компетенции законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения по транспортному налогу пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
Кроме того, Правительство Российской Федерации ввело до 2018 года ограничения на установление федеральным законодательством новых налоговых льгот по региональным и местным налогам.
Одновременно сообщается, что вопрос налогообложения имущества транспортным налогом и налогом на имущество организаций рассматривался Конституционным Судом Российской Федерации (Определение от 14.12.2004 N 451-О). В соответствии с указанным Определением пункт 1 статьи 374 Кодекса во взаимосвязи с положениями статьи 357 Кодекса, пункта 1 статьи 358 и пункта 4 статьи 374 Кодекса не может рассматриваться как допускающий двойное налогообложение одного и того же экономического объекта, а потому - как нарушающий принципы справедливого и соразмерного налогообложения, вытекающие из статей 1 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 Конституции Российской Федерации.
В связи с этим вышеуказанное предложение не поддерживается.
Директор Департамента налоговой и |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны разъяснения по вопросам введения ряда дополнительных налоговых льгот.
Так, в Госдуме на рассмотрении находится проект поправок к НК РФ, предусматривающих вычет сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для совершения экспортных операций, по мере принятия объектов на учет и получения счетов-фактур от поставщиков, как это предусмотрено для вычета налога по товарам (работам, услугам), используемым для налогооблагаемой деятельности на внутреннем рынке, а не на момент подтверждения факта экспорта товаров.
Поступило предложение об отмене контроля в отношении сделок, совершаемых между двумя российскими юрлицами, не применяющими специальных налоговых режимов, зарегистрированными в одном регионе.
Отмечено, что не подлежат контролю сделки между взаимозависимыми лицами, зарегистрированными на территории одного субъекта Федерации, не имеющими убытков, обособленных подразделений в других регионах и не уплачивающие в иные субъекты налог на прибыль.
Отсутствие убытков у взаимозависимых лиц является дополнительной гарантией отсутствия при совершении сделок между такими лицами рисков, связанных с манипулированием ценами.
Таким образом, данное предложение не поддерживается.
Рассмотрен ряд иных вопросов, в т. ч. об освобождении от уплаты транспортного налога самолетов и вертолетов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 14 декабря 2015 г. N 03-01-10/73042
Текст письма официально опубликован не был