Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 65-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Кирсановой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по заявлению прокурора Еврейской автономной области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утверждённой постановлением правительства Еврейской автономной области от 28 января 2015 г. N 14-пп, по апелляционной жалобе правительства Еврейской автономной области на решение суда Еврейской автономной области от 3 сентября 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением правительства Еврейской автономной области от 28 января 2015 г. N 14-пп, опубликованным 6, 20, 25 и 27 февраля и 13 марта 2015 г. в официальном печатном издании "Биробиджанская звезда", N 8, 12, 13, 14 и 18, соответственно, утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в Еврейской автономной области медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Территориальная программа).
Прокурор Еврейской автономной области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству следующих положений Территориальной программы:
- абзаца восьмого раздела VI "Территориальные нормативы объёма медицинской помощи" в части установления заниженного размера территориального норматива объёма медицинской помощи для паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях на 2015 год в размере 0,0183 койко-дня на 1 жителя;
- абзацев третьего, четвёртого, шестого, седьмого, девятого раздела VII "Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования" в части установления заниженного размера территориальных нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи:
- на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета - 371,69 руб.,
- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счёт средств областного бюджета - 1077,94 руб.,
- на 1 пациенто-день лечения в условиях стационаров за счёт средств областного бюджета - 535,75 руб., за счёт средств обязательного медицинского страхования - 1 427,23 руб.,
- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счёт средств областного бюджета - 62 215,08 руб.,
- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счёт средств областного бюджета - 935,67 руб.
В обоснование требований прокурор ссылался на то, что приведённые нормативы ниже установленных в федеральной программе, в связи с чем права жителей Еврейской автономной области на получение государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в объёме, установленном Правительством Российской Федерации, нарушены.
По мнению прокурора, в нарушение требований абзаца девятнадцатого раздела VII Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - Федеральная программа), утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 1273, правительством Еврейской автономной области не применён коэффициент дифференциации, установленный для Еврейской автономной области в соответствии с федеральным нормативным правовым актом в размере 1,556.
Решением суда Еврейской автономной области от 3 сентября 2015 г. заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительство Еврейской автономной области просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения требований прокурора о признании недействующими абзацев третьего, четвёртого, шестого, седьмого, девятого раздела VII "Территориальные нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, территориальные подушевые нормативы финансирования", как постановленное с нарушением норм материального права.
Относительно апелляционной жалобы прокурором, участвующим в деле, поданы возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного постановления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание представитель правительства Еврейской автономной области не явился.
На основании статьи 213 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения суда.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются в соответствии с положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ, пункт 3 статьи 1).
В соответствии со статьёй 19 названного закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Между тем федеральный законодатель, наделяя органы государственной власти субъекта Российской Федерации полномочиями по разработке, утверждению и реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ) и в связи с этим включая законодательство субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области охраны здоровья, одновременно установил объёмы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в этой сфере.
В силу частей 1 и 3 статьи 81 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Федеральная программа включает в себя базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счёт средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливает единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В частности, её разделом VI утверждены средние нормативы финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования.
Содержание приведённых норм федерального законодательства, согласно которым субъекты Российской Федерации вправе предусмотреть при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, дополнительные виды, условия и объёмы оказания медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усреднённых показателей, утверждённых стандартами медицинской помощи, а также дополнительных объёмов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, подтверждает вывод суда первой инстанции о том, что территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе, что предусмотренные ею нормативы рассчитаны как средние показатели и являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектами Российской Федерации в территориальных программах в меньшем размере.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно применил положения абзаца девятнадцатого раздела VII Федеральной программы, которым предусмотрено, что средние подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из нормативов, предусмотренных разделом VI и данным разделом, с учётом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Абзацем первым раздела VI Федеральной программы предусмотрено, что средние нормативы объёма медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных данной программой.
С учётом того, что подушевой норматив финансирования непосредственно зависит от норматива объёма медицинской помощи и норматива финансовых затрат не единицу объёма медицинской помощи, требование федерального законодателя о необходимости расчёта подушевого норматива финансирования с учётом установленных для субъектов Российской Федерации коэффициентов дифференциации в равной степени относится и к расчёту норматива финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи.
Таким образом, для определения стоимости единицы норматива финансовых затрат на единицу объёма предоставления медицинской помощи в рамках территориальной программы необходимо провести коррекцию путём умножения величины соответствующих средних нормативов финансовых затрат на единицу объёма медицинской помощи по условиям её оказания за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования, установленных Федеральной программой, на величину коэффициента дифференциации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, проанализировав приведённые правовые предписания федерального законодательства, сопоставив оспариваемые положения Территориальной программы с нормами Федеральной программы, сделал правильный вывод о признании регионального нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим, как противоречащего требованиям федерального законодательства.
Утверждения, приведённые в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены правильного решения суда.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение суда Еврейской автономной области от 3 сентября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Еврейской автономной области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 декабря 2015 г. N 65-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был