Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 февраля 2016 г. N 305-ЭС15-13801 по делу N А40-135880/2014 Суд отменил принятые ранее решения и направил дело на новое рассмотрение, поскольку при вынесении решения по делу суд не рассмотрел доводы общества об осведомленности кредитной организации о введении в отношении должника процедуры банкротства, а также не провел проверку добросовестности банка при совершении спорных действий

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

После введения в отношении должника процедуры наблюдения банк списал с его расчетного счета денежные средства по требованиям об уплате налога, пени, а также недоимки по страховым взносам.

Должник просил взыскать с банка убытки, причиненные незаконным списанием указанных средств.

В иске было отказано. Суды исходили из того, что срок внесения обязательных платежей наступил после принятия заявления о признании должника банкротом, поэтому они являются текущими.

Но Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ направила дело на новое рассмотрение, указав следующее.

При решении вопроса об отнесении требований к текущим или реестровым необходимо учитывать, что датой возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не дата представления декларации или дата окончания срока уплаты налога.

Обязательные платежи, возникшие до возбуждения дела о банкротстве, независимо от срока их исполнения не являются текущими ни в какой процедуре.

Обязанность по внесению спорных платежей возникла у должника до принятия арбитражным судом заявления о признании банкротом. Соответственно, данная задолженность не является текущей. Она подлежала включению в реестр требований кредиторов в третью очередь.

При поступлении любого распоряжения любого лица о переводе (перечислении) или выдаче денежных средств со счета клиента, в отношении которого введена процедура банкротства, кредитная организация вправе принимать такое распоряжение к исполнению и исполнять его только при определенном условии. А именно: в распоряжении либо в прилагаемых к нему документах содержатся сведения, подтверждающие отнесение оплачиваемого требования к текущим платежам или к иным требованиям, по которым допускается платеж со счета должника в ходе соответствующей процедуры. При рассмотрении вопроса о том, была ли такая проверка проведена надлежащим образом, судам необходимо исходить из того, что кредитная организация осуществляет ее по формальным признакам.

Суды не установили, позволяли ли представленные платежные документы достоверно определить текущий характер фискальных требований и имелись ли у банка в связи с этим основания для их возврата.

Также без внимания оставлены доводы об осведомленности банка о введении в отношении должника процедуры банкротства. Добросовестность банка при совершении спорных действий не проверялась.