Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 305-ЭС15-19365
Судья Верховного Суда Российской Федерации Ксенофонтова Н.А., изучив кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока (ответчики, г. Москва) на решение Арбитражного суда города Москвы от 27.05.2015 по делу N А40-66013/2014, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2015 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "КРОКУС ИНТЕРНЕШНЛ" к Российской Федерации в лице министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока, федеральному казенному учреждению "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации" и Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 892 604 727 рублей задолженности по оплате работ, 199 645 923 рублей 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, процентов за пользование чужими денежными средствами начиная с 16.04.2015 по день фактической оплаты, начисленных на сумму 892 604 727 рублей исходя из расчета ставки рефинансирования 8,25%, а также об обязании Министерства финансов Российской Федерации при недостаточности утвержденных Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока как главному распорядителю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) для исполнения в полном объеме принятого по настоящему делу судебного решения выделить Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в необходимом объеме дополнительные лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований),
установил:
Арбитражный суд города Москвы решением от 27.05.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015, взыскал с ФКУ "Дальневосточная дирекция Министерства регионального развития Российской Федерации", а при недостаточности денежных средств с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока за счет казны Российской Федерации в пользу ЗАО "КРОКУС ИНТЕРНЕШНЛ" 892 604 727 рублей задолженности, 199 645 923 рубля 94 копейки процентов за пользование чужими денежными средствами, а также проценты за пользование чужими денежными средствами начиная с 16.04.2015 по день фактической оплаты, начисленные на сумму 892 604 727 рублей исходя из расчета ставки рефинансирования 8,25%. В удовлетворении иска в остальной части суды отказали.
Арбитражный суд Московского округа постановлением от 24.11.2015 решение от 27.05.2015 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2015 оставил без изменения.
В кассационных жалобах Министерство финансов Российской Федерации и Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока просят о пересмотре указанных судебных актов как незаконных вследствие отсутствия оценки их доводов о прекращении обязательств заказчика добровольным исполнением и неосновательном обогащении истца за счет взысканной суммы, необоснованного вывода о том, что спорные объекты входят в предмет государственного контракта и взыскиваемая задолженность возникла в рамках обязательств по нему.
В силу части 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра состоявшихся судебных актов в коллегиальном судебном заседании по доводам, изложенным подателями кассационных жалоб, не установлено.
Довод министерств о прекращении обязательств заказчика по государственному контракту надлежащим исполнением неоснователен, поскольку оплата выполненных истцом и принятых учреждением (заказчиком) работ по строительству объектов осуществлена не в полном объеме.
Судами установлено, что с учетом особого порядка размещения заказов на выполнение работ по строительству объектов, предназначенных для проведения саммита АТЭС-2012, распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2009 N 649-р истец определен единственным подрядчиком.
Учитывая характер правоотношений сторон, обстоятельства исполнения заключенного между ними контракта, выполнение истцом работ и принятие их заказчиком без замечаний, спорная сумма правомерно взыскана как задолженность за выполненные работы и не может являться неосновательным обогащением истца.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.А. Ксенофонтова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2016 г. N 305-ЭС15-19365 по делу N А40-66013/2014
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
24.11.2015 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-14159/15
06.08.2015 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30356/15
27.05.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-66013/14
10.12.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51716/14