Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к заключению об экспертизе на приказ
Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 40
"Об утверждении Требований по
обеспечению транспортной безопасности,
учитывающих уровни безопасности для
различных категорий объектов транспортной
инфраструктуры и транспортных
средств воздушного транспорта"
Справка
о результатах проведения публичных консультаций с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности по приказу приказа Минтранса России от 8 февраля 2011 г. N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта"
Приказ и перечень вопросов к нему были размещены на официальном сайте Минэкономразвития России и направлены в Торгово-промышленную палату Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Общероссийскую общественную организацию малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России", Общероссийскую общественную организацию "Деловая Россия", Консультативный совет по иностранным инвестициям, ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", ОАО "Аэропорт Внуково", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", ДО "АэроМАШ - АБ", ПАО "Авиакомпания "Сибирь", ФГУП "Магнитогорское авиапредприятие", Аэропорт Домодедово, ОАО "Аэропорт Внуково", Российская Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта.
Всего по результатам публичных консультаций было получено 4 отзыва от следующих организаций: ОАО "Авиационная компания "Трансаэро", ПАО "Аэрофлот- российские авиалинии", ПАО "Авиакомпания "Сибирь", АО "АэроМАШ - АБ".
Замечания, полученные в ходе проведения публичных консультаций, обобщены в сводной таблице результатов.
Сводная таблица результатов проведения публичных консультаций
N п/п |
Структурный элемент акта |
Замечания и (или) предложения |
Комментарии Минэкономразвития России |
ОАО "АК"Трансаэро", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" | |||
1. |
пункт 3 Требований |
В качестве основных принципов обеспечения транспортной безопасности Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (пункт 5 статьи 3) определил интеграцию национальной системы транспортной безопасности в международные системы безопасности. Однако Приказ не предусматривает прямого указания на применение его положений в отношении иностранных авиакомпаний, осуществляющих воздушные перевозки на территорию Российской Федерации. Отсутствие Приказе прямого указания о распространении его положений на иностранных авиаперевозчиков ставит российские авиакомпании в заведомо неконкурентное положение по сравнению с иностранными авиаперевозчиками, поскольку иностранные авиаперевозчики будут фактически освобождены от выполнения обременительных требований, предусматриваемых проектом Требований и связанных с ними издержек. Указанное обстоятельство приводит к нарушению принципа равной конкуренции на отечественном и зарубежном рынке авиаперевозок, увеличению издержек и снижение конкурентоспособности отечественных компаний. |
Учтено в заключении |
ОАО "АК"Трансаэро", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" | |||
2. |
пункт 5.3 Требований |
На субъект транспортной инфраструктуры (авиакомпанию) возлагается обязанность назначить по согласованию с перевозчиком на каждом транспортном средстве лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности транспортного средства. Необходимо отметить, что Федеральный закон о транспортной безопасности не содержит требования о назначении на каждом транспортном средстве лица, ответственного за обеспечение транспортной безопасности. Согласно Токийской Конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов от 14 сентября 1963 г., и статьи 58 Воздушного кодекса Российской Федерации командир воздушного судна наделен специальными, властными полномочиями, в том числе, по обеспечению безопасности воздушного судна либо находящихся на нем лиц или имущества, поддержания должного порядка и дисциплины на борту, принятию мер связанных с обеспечением авиационной безопасности. На основании изложенного, лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на каждом транспортном средстве, может быть назначен только командир воздушного судна. Основываясь на нормах международного и национального права в авиакомпаниях Российской Федерации, в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на каждом транспортном средстве назначены командиры воздушных судов. После вступления в силу изменений, внесенных в Закон о транспортной безопасности Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на транспортном средстве, отнесены к силам обеспечения транспортной безопасности, которые должны пройти подготовку и обязательную аттестацию. В тоже время командиры воздушных судов в соответствии с Федеральным законом от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" отнесены к авиационному персоналу гражданской авиации, которые в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации имеют специальную подготовку, в том числе по авиационной безопасности и проходят обязательную аттестацию. В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, посредством реализации организационных мероприятий подразделениями транспортной безопасности и силами обеспечения транспортной безопасности. При этом согласно статье 12.1. силы обеспечения транспортной безопасности, к которым на воздушном транспорте, относятся командиры воздушных судов, должны пройти подготовку и аттестацию и в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности. Таким образом, в сфере воздушного транспорта авиационные предприятия вынуждены дважды нести финансовые затраты, поскольку с одной стороны должны выделять средства на подготовку, аттестацию лиц авиационного персонала - сотрудников служб авиационной безопасности и членов экипажа воздушного судна, в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации. С другой стороны законодательство в области транспортной безопасности относит тех же, сотрудников служб авиационной безопасности и членов экипажа воздушного судна к силам обеспечения транспортной безопасности, которые должны пройти обучение уже по программам в области транспортной безопасности и аттестацию в соответствии с требованиями, установленными в области транспортной безопасности. Указанное обстоятельство, кроме организационных трудностей, приводит к необоснованным финансовым затратам. Учитывая имеющийся у авиакомпаний парк воздушных судов и количество командиров воздушных судов, исполнение пункта 5.3 Требований, связанного с дополнительной подготовкой командиров воздушных судов в области транспортной безопасности, на практике влечет значительные необоснованные затраты авиакомпаний. Привести расходы авиакомпаний на проведение обучения и аттестации командиров воздушных судов в качестве сил обеспечения транспортной безопасности, в настоящий момент, не представляется возможным, поскольку в настоящий момент отсутствуют ведомственные нормативные правовые акты, направленные на реализацию постановления Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2015 г. N 172 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности", а также, на момент подготовки настоящего заключения отсутствует информация об организациях, аккредитованных в качестве органов аттестации и о стоимости оказываемых ими услуг. |
Учтено в заключении |
ОАО "АК"Трансаэро", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", АО "АэроМАШ - АБ" | |||
3. |
пункт 5.5. Требований |
На субъект транспортной инфраструктуры (авиакомпанию) возлагается обязанность образовать (сформировать) в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ и ТС, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности. При этом согласно пункту 7.1 статьи 1 и статьи 12.1 Закона о транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности, функции которых на воздушном транспорте осуществляют службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), подлежат аккредитации в качестве подразделения транспортной безопасности. В свою очередь, в соответствии со статьей 83 Федерального закона 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" авиационная безопасность (состояние защищенности от актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации) обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. При этом согласно частям 3 и 4 статьи 8, 52 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, осуществляющие обеспечение авиационной безопасности осуществляют свою деятельность при наличии выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), документа, подтверждающего соответствие указанного юридического лица требованиям федеральных авиационных правил. В соответствии с требованиями Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, посредством реализации организационных мероприятий подразделениями транспортной безопасности. Таким образом, в сфере воздушного транспорта устанавливается две "параллельные" разрешительные системы на выполнение мероприятий по безопасности воздушного транспорта в связи с чем, авиационные предприятия вынуждены дважды нести финансовые затраты, поскольку во исполнение требований федерального законодательства авиакомпании и аэропорту необходимо либо создавать параллельные структуры для выполнения идентичных требований транспортной и авиационной безопасности, либо осуществлять мероприятия по подтверждению соответствия служб авиационной безопасности требованиям федеральных авиационных правил, в соответствии с требованиями воздушного законодательства Российской Федерации и аккредитацию в качестве подразделения транспортной безопасности, в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности. Указанное обстоятельство, кроме организационных трудностей, приведет к необоснованным финансовым затратам. |
Учтено в заключении |
ОАО "АК"Трансаэро", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии" | |||
4. |
Пункты 5.32, 22.3, 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 26.3, 26.3.1, 26.3.2 Требований |
На субъект транспортной инфраструктуры (авиакомпанию) возлагается обязанность по оснащению воздушных судов, в том числе уже находящихся в эксплуатации, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне воздушных судов, а также обеспечивающими передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем в реальном времени. Реализация на практике указанных норм предусматривает установку на воздушном судне соответствующего бортового оборудования, что сопряжено с внесением изменений в конструкцию воздушного судна, связанным с дооснащением воздушного судна соответствующим оборудованием. Оснащение воздушных судов указанными техническими средствами влечет значительные финансовые затраты. В зависимости от используемых диапазонов передачи радиосигнала и типа воздушного судна, стоимость комплекта бортового оборудования составляет от 350 тысяч долларов США. Расчеты затрат на оснащение воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне воздушных судов, а также обеспечивающими передачу видеоизображения в соответствии с порядком передачи данных с инженерно-технических систем приведены в Приложении N 3. В соответствии с приказом Минтранса России от 16 мая 2003 г. N 132 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации", на экземпляре воздушного судна и каждом его компоненте должны отсутствовать изменения конструкции, которые не предусмотрены действующей эксплуатационной документацией (в том числе и сертификатом типа воздушного судна) и не согласованы с разработчиком воздушного судна или властями лётной годности страны регистрации воздушного судна. Внесение изменений в конструкцию воздушного судна, оснащение воздушного судна дополнительным оборудованием, не предусмотренным сертификатом типа воздушного судна и не согласованным с разработчиком воздушного судна, властями летной годности страны регистрации воздушного судна, лишает конкретный экземпляр воздушного судна сертификата летной годности, что делает невозможным его дальнейшую эксплуатацию. Поэтому, все предполагаемые к размещению на борту воздушного судна приборы и оборудование должны быть разработаны, испытаны и утверждены организацией- разработчиком конкретного типа воздушного судна, национальными властями летной годности страны регистрации воздушного судна, с внесением соответствующих изменений в конструкторскую, технологическую и сертификационную документацию, а монтаж должен осуществляться, либо в организации-изготовителе конкретного экземпляра воздушного судна, либо на ремонтном предприятии, имеющем разрешение национальных властей летной годности страны регистрации воздушного судна, на выполнение соответствующего вида работ. Затраты авиакомпании на сертификацию организацией- разработчиком конкретного типа воздушного судна, национальными властями летной годности страны регистрации воздушного судна предлагаемых изменений конструкции воздушного судна, на установку дорогостоящего оборудования, сервисное обслуживание, оплату услуг провайдеров за передачу сигнала, включая операторов связного спутникового роуминга за пределами Российской Федерации, повлекут многократное увеличение стоимости перевозки. Однако, даже при установке такого оборудования на воздушное судно и последующей его сертификации, применение на практике такой системы невозможно в виду отсутствия наземной инфраструктуры в Российской Федерации, которая будет принимать, накапливать, обрабатывать и хранить получаемое с борта воздушного судна видеоизображение. Кроме того, в соответствии с пунктом 8 статьи 12.2. Закона о транспортной безопасности все технические средства обеспечения транспортной безопасности, в том числе средства видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи должны соответствовать требованиям к функциональным свойствам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации и подлежат обязательной сертификации в соответствии с порядком определяемом Правительством Российской Федерации. В настоящее время указанные акты Правительства Российской Федерации не утверждены, соответственно отсутствуют сертифицированные, в соответствии с требованиями Федерального закона "О транспортной безопасности", технические средства обеспечения транспортной безопасности, способные передавать видеоизображение в режиме реального времени. Поскольку разработчиками акта не проводилось научных исследований, подтверждающих эффективность принимаемых в соответствии с пунктами 5.32, 22.3, 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 26.3, 26.3.1, 26.3.2 Требований мер по обеспечению транспортной безопасности, можно сделать вывод о том, что указанные меры, не приведут к повышению состояния защищенности воздушных судов от угроз совершения актов незаконного вмешательства, а лишь направлены на облегчение проведения расследования компетентными органами совершенных, на борту воздушного судна, актов незаконного вмешательства, при существенных финансовых затратах авиакомпаний, связанных с реализацией пунктов 5.32, 22.3, 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3, 26.3, 26.3.1, 26.3.2 Требований. |
Учтено в заключении |
ОАО "АК"Трансаэро" | |||
5. |
Необходимо также отметить, что Требования не соответствуют положениям Закона о транспортной безопасности. В соответствии со статьей 12.2 Закона о транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности предусмотрено применение технических средств обеспечения транспортной безопасности, к которым относятся системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приема и передачи информации, предназначенные для использования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. При этом Закон о транспортной безопасности не предусматривает понятия инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности |
Учтено в заключении |
|
ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", ОАО "АК"Трансаэро", | |||
6. |
На субъект транспортной инфраструктуры (авиакомпанию) возлагается обязанность по оснащению воздушных судов, в том числе уже находящихся в эксплуатации, техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими проведение досмотра ТС в целях обеспечения транспортной безопасности. Воздушные суда используемые авиакомпаниями в коммерческих целях для перевозки пассажиров, багажа, грузов относятся к транспортным средствам 1 и 2 категории и находятся в пределах контролируемых зон объектов транспортной инфраструктуры - аэропортов. Помимо мер, обеспечиваемых на объекте транспортной инфраструктуры в рамках транспортной безопасности, защищены мерами по авиационной безопасности, предписанными международными стандартами и российским законодательством, что соответствует положению части 3 статьи 4 Закона о транспортной безопасности согласно которому "обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности". На борт ВС допускаются только досмотренный в установленном порядке обслуживающий персонал, пассажиры, багаж, груз, почта и бортовые запасы. Перед вылетом осуществляется предполетный досмотр ВС, которые после прилета находятся под постоянным контролем сотрудников служб авиационной безопасности. Во время полета члены кабинных и летных экипажей обучены действиям при актах незаконного вмешательства. При этом, командир воздушного судна согласно пункту 2 статьи 57 Воздушного кодекса Российской Федерации руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества, являясь ответственным лицом за обеспечение авиационной безопасности. Таким образом, в отношении воздушных судов, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, в рамках обеспечения авиационной безопасности осуществляется весь необходимый комплекс мер по защите от актов незаконного вмешательства, предусмотренный и в рамках транспортной безопасности. В случае оснащения воздушных судов техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими проведение досмотра ТС в целях обеспечения транспортной безопасности, авиакомпании будут вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с привлечением по договору подразделений транспортной безопасности, либо подготовкой и аттестацией сил обеспечения транспортной безопасности, по программам повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности, кроме того, авиакомпании будут вынуждены аккредитоваться в качестве подразделения транспортной безопасности, что бы иметь возможность обслуживать указанное досмотровое оборудование. |
Учтено в заключении |
|
ОАО "АК" Трансаэро", ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии", ПАО "Авиакомпания "Сибирь" | |||
7. |
Пункт 7 приказа Минтранса России от 12 апреля 2010 г. N 87 |
В соответствии с пунктом 5.7 Требований на субъект транспортной инфраструктуры возлагается обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и/или ТС и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС. Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств установлен приказом Минтранса России от 12 апреля 2010 г. N 87 (зарегистрирован Минюстом России 21 мая 2010 г., регистрационный N 17321), при этом положения указанного акта не позволяют включать вновь приобретенные транспортные средства в согласованную ранее группу идентичных транспортных средств с одновременным распространением на них ранее утвержденных результатов оценки уязвимости. Таким образом, перевозчики вынуждены нести дополнительные расходы, связанные с проведением оценки уязвимости транспортных средств идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам. Стоимость проведения оценки уязвимости одного воздушного судна составляет 140 тысяч рублей. |
Учтено в заключении |
ОАО "АК"Трансаэро" | |||
8. |
подпункт "б" пункта 11 статьи 1 Закона о транспортной безопасности |
В соответствии с подпунктом "б" пункта 11 статьи 1 Закона о транспортной безопасности под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя воздушные суда коммерческой гражданской авиации. Понятие "коммерческой гражданской авиации" содержалось в пункте 2 статьи 21 Воздушного кодекса Российской Федерации, по которой понимались гражданская авиация, используемая для предоставления услуг (по осуществлению воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты) и (или) выполнения авиационных работ. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 253-ФЗ О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации" указанное определение признано утратившим силу. И в настоящее время в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение "коммерческой гражданской авиации". Таким образом, в настоящее время сложилась неопределенность в отношении круга субъектов и объектов, регулируемых Законом о транспортной безопасности правоотношений. |
Учтено в заключении |
ПАО "Аэрофлот-российские авиалинии". ОАО "АК"Трансаэро". ПАО "Авиакомпания "Сибирь" | |||
9. |
Статья 1 Закона о транспортной безопасности |
В качестве основных принципов обеспечения транспортной безопасности Федеральный закон ФЗ-16 от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (пункт 5 статьи 3) определил интеграцию национальной системы транспортной безопасности в международные системы безопасности. Однако он не предусматривает прямого указания на применение его положений в отношении иностранных авиакомпаний, осуществляющих воздушные перевозки на территорию Российской Федерации. Отсутствие в Законе о транспортной безопасности прямого указания о распространении его положений на иностранных авиаперевозчиков ставит российские авиакомпании в заведомо неконкурентное положение по сравнению с иностранными авиаперевозчиками, поскольку иностранные авиаперевозчики будут фактически освобождены от выполнения обременительных требований, предусматриваемых проектом Требований и связанных с ними издержек. Указанное обстоятельство приводит к нарушению принципа равной конкуренции на отечественном и зарубежном рынке авиаперевозок, увеличению издержек и снижение конкурентоспособности отечественных компаний. |
Учтено в заключении |
ОАО "АК"Трансаэро" | |||
10. |
Закон о транспортной безопасности Пункты 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3 Требований |
В настоящее время ряд крупных авиакомпаний имеют предписания Ространснадзора об устранении нарушений пунктов 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3 Требований, которое выразилось в том, что эксплуатируемые авиакомпаниями воздушные суда не оборудованы техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеообнаружение объектов видеонаблюдения в кабине ТС, видеомониторинг объектов видеонаблюдения в салоне воздушных судов, а также передачу данных с инженерно-технических систем в реальном времени. При вынесении соответствующих предписаний Ространснадзором не учитываются положения всей нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обеспечения транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Так, приказ Минтранса России N 40 определяет систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта (далее - ОТИ и ТС) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства, применяется в отношении ОТИ и ТС, эксплуатируемых субъектами транспортной инфраструктуры на территории Российской Федерации и является обязательным для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры, и распространяется на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или ТС. При этом Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон N 16-ФЗ) предусматривает процедуры оценки уязвимости ОТИ и ТС, а также порядок планирования и реализации мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС. Статьей 5 Федерального закона N 16-ФЗ предусмотрена оценка уязвимости ОТИ и ТС средств от актов незаконного вмешательства, которая проводится в целях определения степени защищенности ОТИ и ТС от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ и ТС, результатом проведения которой является, в том числе, описание системы принятых субъектом транспортной инфраструктуры мер на ОТИ и/или ТС по защите от актов незаконного вмешательства, а также оценка ее соответствия требованиям по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС, описание способов реализации потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ или ТС применительно к модели нарушителя, а также определение субъекту транспортной инфраструктуры мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и/или ТС. В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ установлено, что субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС, которые предусматривают систему мер по обеспечению транспортной безопасности. В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона N 16-ФЗ, пунктами 2, 3 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденных приказом Минтранса России от 11 февраля 2010 г. N 34, план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты ОТИ или ТС от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции и утверждается компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Компетентным органом, утверждающим планы обеспечения транспортной безопасности ОТИ и ТС на воздушном транспорте, в соответствии с пунктом 5.14.3 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396, является Федеральное агентство воздушного транспорта. Таким образом, действующее законодательство прямо связывает реализацию субъектами транспортной инфраструктуры приказа Минтранса России N 40 с разработанным ими и утвержденным компетентным органом плана обеспечения транспортной безопасности. Соответственно, именно план обеспечения транспортной безопасности, утвержденный Федеральным агентством воздушного транспорта, является исполнительным документом по обеспечению транспортной безопасности на ТС. Административным регламентом Федерального агентства воздушного транспорта по предоставлению государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта, утвержденным приказом Минтранса России от 6 марта 2013 г. N 73 (далее - Административный регламент) установлен порядок действий заявителя и компетентного органа, а также перечень документов, которые предоставляются в компетентный орган, а также перечень документов, которыми руководствуется компетентный орган при предоставлении государственной услуги. При этом компетентный орган обязан отказать в утверждении плана обеспечения транспортной безопасности в случае несоответствия содержания плана требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Таким образом, по смыслу совокупности норм законодательства о транспортной безопасности обеспечение выполнения требований приказа Минтранса России N 40 со стороны субъекта транспортной инфраструктуры (авиакомпании) заключается в проведении оценки уязвимости и в дальнейшем, основываясь на ее результатах, в подготовке и направлении в компетентный орган (Росавиацию) на утверждение плана обеспечения транспортной безопасности. И после его утверждения компетентным органом, субъектом транспортной инфраструктуры (авиакомпании) осуществляется практическая реализация положений плана обеспечения транспортной безопасности. В настоящее время воздушные суда эксплуатируемые авиакомпаниями в соответствии с требованиями стандартов Международной организации гражданской авиации (подпункт "b" пункта 13.2.3. Приложения N 6 "Эксплуатация воздушных судов" часть I. "Международный коммерческий воздушный транспорт. Самолеты" к Конвенции о международной гражданской авиации) оборудованы системой видеонаблюдения, покрывающей в зависимости от типа воздушного, его взлетной массы и пассажировместимости, соответствующие зоны наблюдения, что непосредственно отражено в соответствующих планах обеспечения транспортной безопасности авиакомпании, которые в свою очередь прошли процедуру утверждения в Росавиации, в соответствии с требованиями части 2 статьи 9 Федерального закона "О транспортной безопасности". Таким образом, требования Ространснадзора о прямом исполнении пунктов 22.3.1, 22.3.2, 22.3.3 Требований не согласуются с положениями законодательства о транспортной безопасности. |
Учтено в заключении |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.